Древний Рим08 июня 2009

Часть 1.

Текст Евгения Роика


Распад Римской империи был процессом постепенным, выражавшимся в медленном разложении и периодических потерях. И хотя 410 г. н. э., когда сам город Рим был разграблен Аларихом готским, иногда считается поворотным моментом в этом процессе, фактически римская эпоха окончилась столетием раньше, когда император Константин заключил союз с христианской церковью.
А начался этот распад с установления связей с Греции, когда в римском пантеоне появились боги которые обладали достаточной человечностью, чтобы побудить в своих поклонниках личные чувства. Венера, бывшая изначально земледельческой богиней древних римлян, стала ассоциироваться с соблазнительной Афродитой. Ее начали воспринимать как мать нации, хранительницу брака и, как это ни странно, также хранительницу блудниц, искавших клиентов, чья кровь была разогрета зрелищем гладиаторских игр. Проводились ежегодные празднества в честь Венеры. Замужние женщины поклонялись Венере в день 1 апреля, а проститутки обоих полов — 23 апреля.
Таким же образом римский бог Либер, бывший некогда покровителем роста и плодородия, приобрел свойства греческого Приапа. Он, как и его прототип, представлялся фаллическим символом, обозначавшим не только секс, но также победу вызов и защиту от дурного глаза. Наиболее важными и наиболее художественно ценными внешними проявлениями культа Приапа были всевозможные фаллические изображения, разнообразие которых было поистине неистощимо. Повсюду, куда ступала нога римлянина, повсюду он брал их с собой в места своих завоеваний — в колониях на Рейне, южной Франции, берегах Испании… Это и амулеты, и игрушки, и светильники, и различные предметы домашнего обихода. Размеры фаллоса, основной приаповой сущности, могли доводиться до невероятной величины. Очень часто они превосходили даже размеры тела, которое вообще играло в этих изображениях второстепенную роль. Например, фреска в доме помпейского богача в Каза-Веттии, изображает, как большой фаллос юноши удерживает тяжелый мешок с золотом. Эта карикатура на Париса, смысл которой в том, что сильный фаллос важнее мешка с золотом.
Приапу не воздвигали особых храмов, — ему приносили в жертвы на каждом перекрестке, в каждом общественном месте, — в каждом уголке, в каждом саду или парке стояло изображение бога, горделивое и дышащее силой, и нагло глядело на всех, на ребенка и на девушку, на юношу и на мужчину. И странно: в числе наиболее горячих поклонниц этого божества было гораздо больше порядочных женщин, чем гетер и простых проституток. При этом, матроны и девушки предавались этому непристойному культу до захода или после восхода солнца, покрываясь густыми вуалями, но все же нисколько не стесняясь, если их там заставали.
Ни одному богу не пелось столько хвалебных гимнов, как Приапу: “ Если бы у тебя, Приап, было столько золота, сколько песен, ты был бы богаче самого Креза”, — гласила древнеримская мудрость.
Греческий Дионис, покровитель виноградников и виноделия, превратился в Вакха, бога пьянства и опьянения. Первоначально культ Вакха был вполне приличным: трижды в год проходили празднества в честь бога, в которых участвовали женщины под предводительством уважаемых матрон. Затем все изменилось — на праздник допустили мужчин и стали проводить по ночам, пять раз в месяц. Приверженцы культа довольно быстро отбросили все эмоциональные и сексуальные ограничения. Единственным законом было преодоление всех законов обыденной жизни. Женщины неиствовали, мужчины, обуянные похотью, не только ублажали их, но, зачастую, насиловали новообращенных юношей, которым не было и двадцати лет. В общем, царила типичная оргиастическая атмосфера/

photo_1073814062.griego.jpg photo_1073814062.griego.jpg

Да, помыслы римлян того времени были устремлены исключительно на наслаждение. И чем могущественнее становился Рим в исторической роли властителя мира, и чем сильнее это мировладычество, бросавшее к его ногам неисчислимые богатства и сокровища, звало его к неустанным наслаждениям, тем все большую и большую роль играли в жизни его чувственные радости и утехи. Процветали публичные дома, которые все более и более становились высшей школой рафинированного полового наслаждения. “ Бордельный жаргон” зафиксировал рождение множества различных способов половых утех: лесбическая, финикийская, карийская, ионийская, лаконическая и критская любовь; сифнический и долматский способы … Уже в то время общепризнанным стало мнение, что проститутки существуют главным образом для удовлетворения всех необычных желаний — она отдается за деньги всем для всякого рода половых наслаждений, сообразуясь с размером уплаченной суммы. Тогда же появились “ наблюдатели” (“ Voy-eris”) — любители подсматривать за любовными сценами в публичных домах за определенную плату и публичное выставление на показ проституток во всевозможных рискованных позах и при всевозможных половых актах. Так, например, как Квартилла у Петрония, которая через дырочку в двери наблюдает половые сношения детей, и императрица Мессалина, которая в своем частном борделе, присутствовала при сценах многочисленных половых актов.

Валерия Мессалина Валерия Мессалина

Валерия Мессалина, супруга императора Клавдия, эта прямо таки царственная проститутка, вступила как то в состязание с самой известной в то время бордельной дивой и превзошла ее, одарив своими ласками 25 клиентов за одни сутки. Аврелий Виктор сообщает, что в особой комнате при дворце, “ комнате наслаждений”, Мессалина продавалась сама и продавала других знатных женщин, даже в присутствии их мужей. Она же, взявши с собою одну служанку частенько отправлялась в ночной вертеп под именем Лициски, где, как свидетельствует Ювенал:


… В золоте грудь-нагишом, навзничь лежала она и многих вкушала удары.
А когда уже дев своих распускал содержатель, с грустью она уходила,
Но что могла, хоть последней, клеть запирала, еще горя раздражением страсти. И утомясь от мужчин, уходила еще не насытясь…

«Мессалина в образе Лициски» Агостино Караччи «Мессалина в образе Лициски» Агостино Караччи


Случаи проституции знатных женщин в то время было обычным явлением, чему свидетельством могут служить слова философа Сенеки: “ Ты хочешь иметь жену того строгого мужа? Хорошо, я тебе доставлю ее. Или жену того богача? Я тебе устрою сношение и с этой”.

Валерия Мессалина Валерия Мессалина

В первом столетии нашей эры половая “ испорченность” достигла своего апогея, когда господство Калигулы, Мессалины и Нерона породило учреждение специальных “ комиссаров сладострастия” римских императоров. Их задачей было, при полной теоретической и практической поддержке своих императоров, открывать и изобретать новые виды сладострастия. Таким путем Калигула, Нерон, Гелиогабал и Гелий Вер прослыли изобретателями новых аппаратов сладострастия и новых утонченных способов половых наслаждений.


Вот что сообщает Тацит (Annal, XV, 37) о первом браке Нерона, выступавшем в качестве “ жены”, с неким проституированным Пифагором.


— Императору надели фату, выставлены были приданое, брачная постель и свадебные факелы; все было выставлено напоказ, даже то, что у женщин скрывает покров ночи.


Уже через несколько дней Нерон снова венчался, но уже в качестве “ мужа” с вольноотпущенником Спорусом, которого он взял себе в жены за сходство с любимой им Сабиной Поппайей. С этой целью он велел его оскопить, велел надеть ему платья императрицы и назвал его “ Сабина”. Затем свадьба их праздновалась в Греции и сопровождалась торжественными церемониями. Среди поздравлений серьезно высказывались и пожелания, чтобы брак этот благословен был законными детьми! После того Нерон жил с Пифагором, как с мужем, а со Спорусом, как с женой. Последнего, между прочим, титуловали “ повелительницей, императрицей, царицей”, и он получил большое приданое. На вопрос, как ему нравятся такие браки, один остроумный философ ответил императору: “ Ты хорошо делаешь, что берешь себе таких жен. Жаль, что боги не захотели внушить и твоему отцу такую же страсть к объятиям таких жен”. Наконец, Нерон стал еще “ женой” своего секретаря Дорифоруса, причем он публично вел себя, как невинная девушка. Он велел уплатить Дорифорусу полтора миллиона динарий и удвоил эту сумму, когда Агриппина упрекнула его по этому поводу в мотовстве, со словами: “ Я не знал, что так мало подарил ему”.


Другой император — Гелиогабал — в своих браках с проституированными мужчинами всегда играл роль исключительно жены, причем она так ему нравилась, что он обещал врачам большое вознаграждение, если они смогут сделать его женщиной! Он избрал себе супруга и велел называть себя женой, повелительницей, Августой, прял шерсть, носил на голове сетку для волос и употреблял румяна и белила. Первым супругом новой “ Августы” был Гиероклес, карийский раб, прежде проституированный мальчик Гордия, отнюдь не мужественная фигура с гладким подбородком и светлыми локонами. Он приобрел большую власть над императором, которого часто бил за измену, что не только не ослабляло, но даже усиливало любовь последнего. Тем не менее Гелиогабал влюбился в геркулеса-гладиатора, Аврелия Цотикуса, по прозвищу “ Магирус” (повар). Когда Аврелий в первый раз приветствовал его, как повелителя и императора, он сказал ему, “ опустив глаза и выгибая шею, как девушка: не называй меня повелитель, я только повелительница”. Затем он вступил с ним в формальный брак в присутствии свата и служил ему женой. (Ламприд, Heliogabal).
Едва ли существовала другая эпоха, которая предоставила бы в наше распоряжение аналогичный по своему богатству материал эротических художественных изображений. Нигде изо дня в день не накопляется еще и теперь столь неистощимый материал, как из времен древности. Куда бы не прикоснулась лопата, она извлекает на поверхность все новые предметы, относящиеся к этой области — бронзу, терракоты, монеты, геммы, фрески, мраморные скульптуры и т.д.
Стены домов богатых римлян и гетер были украшены превосходными эротическими фресками, даже полы были устланы богатейшими мозаиками такого же содержания. На колоннах и капителях, наполнявших дома и портики, повсюду стояли эротические группы из мрамора и бронзы. Эти произведения античного мира дошли до нас в большом количестве вследствие особой прочности материала.


Наряду с широко известными рисунками на вазах, существовало значительное число эротических художественных произведений, предназначенных для целей проституции, как бы им в помощь, и располагались они, в основном, в лупенариях и в частных домах. Часть из них, но меньшего формата, предназначалась для книг и для различных переносных предметов употребления. Поставщиками таких картин служили — и даже прославились в этом отношении — некоторые знаменитые художники своего времени.


Проперций, осуждая массовое распространение подобных картин в частных домах, писал:
«Какая польза теперь строить храмы целомудрия, если супруга позволяет себе делать все, что угодно. Да, та рука, которая впервые нарисовала развратные картины и повесила эти позорные вещи в скромных покоях напоказ для всех — та рука, несомненно, отравила взгляд приличных девушек и посвятила храмы собственной гнусности. Не такими картинами украшали когда-то комнаты, и не изображали на стенах в таком количестве различных поз Венеры».


Жизнь же диктовала свои условия — какую роль эти картины играли во время кутежей знати, проясняет Светоний:
«В оргиях, которые устраивал с проститутками и проституированными мальчиками на Кипре Тиверий, он приказывал убирать свои спальни различного рода сладострастными картинами и небольшими статуями и снабжать их сочинениями поэтессы Элефантис, дабы никто не испытывал недостатка в образцах для соблюдения предписанных правил при совершении половых актов».


Другие статьи из этого раздела
  • Помпеи

    Лучшие публичные дома по внешнему виду не отличались от других домов только их двери украшались лаврами и освещались фонарем, который уже издали указывал посетителям место разврата. В одних лупенариях двери ночью закрывались на засов и на стук их открывала привратница. Другие, напротив, были днем и ночью открыты и их отделял от любопытных взоров прохожих только занавес, за которым часто стояли голые девицы, завлекая прохожих.
  • Эротическое искусство Японии: Часть 2. «Размеры гениталий и юмор в эротике»

    Многим исследователям японского искусства, при обсуждении рисунков шунга, свойственна недооценка того, что усиление выразительности изображений фаллосов уравновешивается аналогичным усилением выразительности изображений женских половых органов, показываемых в хорошо рассчитанном преувеличении. В этом смысле, примечательным фактом является существование альбомов и гравировальных досок, искусно выполненных самыми различными художниками в разные периоды времени, которые ничего, кроме изображений закрытых женских половых органов не содержат
  • Эротическое искусство Японии: Часть1. «Сексуальные знания»

    Эротическое искусство доисторической Японии, в большей части, выражается теми же фаллическими символами и множеством изображений, которые примитивная религия создавала повсюду. Однако, фигурки этого раннего периода из могилы в Ханивских глинах, чьими особенностями являются торчащие фаллосы или, даже, половые сношения, имеют удивительно современный дизайн, красоту и силу
  • Древняя Греция

    Как Геркулес развлекается с Гебой, как Марс совращает Венеру, как Юпитер является к целомудренной Каллисто, к Данае, к Девственнице Европе и к многочисленным другим красавицам Олимпа и земли — все это изображалось в самых разнообразных вариациях. Интерес к такого рода сюжетам не ослабевает и в наше время, свидетельством чему является устойчивая популярность у современных художников мифа о Леде и Лебеде, главным героем которого является Зевс (Юпитер)

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?