Александр Друганов: Художник сцены. Часть 113 сентября 2009

Беседовала Марыся Никитюк

Портреты Ольги Закревской

Фото со спектаклей Александра Друганова

Александр Друганов — один из лучших современных украинских художников, работающий также с фотографией, графикой, сценографией и музыкой. Уже около пятнадцати лет Александр Друганов совместно с авангардным украинским режиссером Дмитрием Богомазовым создает необычайные по дизайну, декору и сценографии постановки, которые выглядят, как коллажи, синтезирующие различные виды искусств. Их совместная работа началась со спектакля «Горло», их последний проект — «Гамлет», поставленный в Одесском театре им. В. Васылька покажут в театре им. Франка в рамках Гогольфеста 20 сентября.

Александр Друганов Александр Друганов

Александр Друганов — светлый и притягательный человек. Его тембр голоса и неспешные интонации влекут вглубь его иссиня-светящихся глаз. И пока мы с фотографом аккуратно располагаемся в его мастерской, где законченные полотна соседствуют с только начатыми картинами, и свободно лежит десяток одинаковых очков, Александр неспешно рассказывает о временах, когда фотографии приходилось проявлять вручную.

Выпив кофе, мы говорим на театральные темы: о его совместном пути с Дмитрием Богомазовым, о его постановках и планах, но застывший над старыми фотографиями Друганов, пытающийся объяснить разницу между ручной фотографией и цифрой, кажется наиболее гармоничным.

Как художник я участвовал почти во всех спектаклях Дмитрия Богомазова, за исключением двух-трех. Обычно мы вместе расписываем сценарий спектакля, традиционно садясь на пару ночей и придумывая его режиссерские и художественные составляющие. Мы часто встречали у меня на крыше рассвет… счастливые, что создали очередную постановку.

«Как художник я участвовал почти во всех спектаклях Дмитрия Богомазова, за исключением двух-трех. Обычно мы вместе расписываем сценарий спектакля, традиционно садясь на пару ночей и придумывая его режиссерские и художественные составляющие.» «Как художник я участвовал почти во всех спектаклях Дмитрия Богомазова, за исключением двух-трех. Обычно мы вместе расписываем сценарий спектакля, традиционно садясь на пару ночей и придумывая его режиссерские и художественные составляющие.»

Горло. Начало

В 90-х я занимался у Игоря Калинаускаса — эзотерического мастера и режиссера, создателя дуэта «Зикр», который теперь взял себе псевдоним Игорь Силин. Он со своей группой проводил тренинги с энергиями, вибрациями голоса, музыкой, в основе которых — синтез восточных практик: йоговские, суфийские, китайские традиции, европейская психология и многое другое.

Я помню, у Калинаускаса был тренинг — мы бежали полтора часа по кругу в зале, не уставая, потому что каждый посылал энергию бегущему впереди, и таким образом — формировалось энергетически замкнутое кольцо.

У группы Калинаускаса был зальчик, где мы начали создавать вместе «Горло», но тогда оно еще так не называлось. У меня была пластинка «Лунной сонаты» Бетховена, записанная в 54-м году Московской консерваторией — лучшее исполнение Сонаты, которое мне приходилось слышать. Но самое главное, что это была достаточно потертая советская пластинка, которая трещала, создавая особое настроение. А в перерыве между частями сонаты слушатель не хлопал, он ждал второй части, воспринимая перерыв, как возможность «покашлять». И вот этот кашель между частями меня вдохновил на постановку «Горло». История о страдающем Бетховене, который поругался со своей возлюбленной, и просидел в саду всю ночь. Я хотел, чтобы на перформансе играла пианистка, и тут вдруг исполнительница мне звонит и говорит, что не сможет прийти на репетицию, потому что у нее болит горло. И мне все стало ясно! В мгновение перед глазами появилось огромное семиметровое горло, рот вдалеке, и зритель, сидящий в этом горле, наблюдающий за внешним миром через рот.

«Горло» «Горло»

Мое горло реагировало на все, оно сокращалось, дышало, кашляло, ему делали ингаляции, и ангелы вкатывали в него таблетки аспирина. Звуки кашля и дыхания я специально записывал тогда еще на студии ВДНХ.

Дмитрий Богомазов появился в процессе работы над «Горлом». Его пригласил кто-то из актеров, и мы с ним сразу поняли друг друга и после этого стали совместно делать спектакли.

Для «Горла» мы также сняли монтированный фильм на 30 метров без монтажа, потому что если пленку склеить, она может порваться на кинопроекторе, а это значит, что весь перформанс тут же накрывается. Снимали 9 секунд один кадр, потом все переставляли, меняли свет, расположение камеры, общий план снимали 12 секунд и так далее. Таким образом, мы сняли цельный монтированный фильм, получилось как уже давно модно в клипах, такие белые засветки между планами, только не спецэффекты, а естественные засветы, потому что кадр ловил двойную экспозицию и пересвечивалась пленка. К сожалению, этот фильм давно пропал.

Александр Друганов Александр Друганов

Фауст. Фраг

Премьеру «Фауста» (в ролях — Виталий Линнецкий, Снежана Егорова, Александр Гетьманский) мы сыграли в Москве, а потом раз 10 показали в киевском ТЮЗе на Липках. Изначально была создана ширма в виде спирали, внутри которой была светящаяся сцена, вокруг которой и сидел зритель, попадающий сюда из черного коридорчика, закручиваясь по спирали.

Мы достали краску, которая проявлялась только в ультрафиолете. На черных ширмах были нанесены белым инструкции, что нельзя делать с электроприборами на разных языках, включая китайские иероглифы, а под этими знаками светящейся в ультрафиолете краской было написано ФАУСТ. И в определенные моменты мы включали ультрафиолет, и надпись проявлялась — это было очень эффектно.

«Фауст. Фрагмент» (слева) и «Сон в летнюю ночь», шедший в театре им. Леси Украинки (справа) «Фауст. Фрагмент» (слева) и «Сон в летнюю ночь», шедший в театре им. Леси Украинки (справа)

Линнецкий был Фаустом, а Снежана — Мефистофелем, она все время его провоцировала и соблазняла. В сцене подписания контракта она его целовала, как бы кусала за губу, а потом контрактом вытирала кровь. Сам факт того, что Мефистофель женщина, мне кажется, очень правильным.

Франко. Счастье рядом.

Это первый наш спектакль в Одесском театре им. В. Васылька, который, кстати, был выдвинут на Шевченковскую премию. Основой сценографии был уцелевший первый этаж маяка в развалинах — я предложил Диме уйти с территории Украины как таковой. С Украиной связана только первая сцена, когда актеры сидят в черно-белых киптариках, юбках вышитых, платочках за машинками Зингер и строчат длинные полотна и поют песню диско-группы «Эрапшин»: «Синій, синій іній ліг на проводи». Еще от Украины остался полугуцульский, полуюгославский танец в конце, этакие сиртаки, которые исполняют уже практически на пустой сцене — к концу спектакля декораций почти не остается, только одни столбы от маяка.

В период постановки в разгаре была война в Югославии, поэтому я сразу решил, что место действия это Европа, и герои — беженцы, которые сбежались жить в полузаброшенном маяке. Пространство сцены поделено треугольниками как бы на комнаты, которые прокручиваются на театральном кругу, создавая эффект смены кинокадров. Огромнейшую сцену Одесского театра в первом действии мы закрыли кулисами сверху и по бокам, получилось такое малоформатное кино, будто зритель смотрит маленький черно-белый фильм. А к концу спектакля кулисы постепенно расходятся, оголяя огромное пустое пространство.

В самом спектакле были старые телевизоры, на них шли специально записанные новости о войне в Югославии. А по внутреннему оформлению и костюмам героев у нас получилась Европа в 50-е годы.

Намбо. Обманутая

Спектакль с Адой Роговцевой по Томасу Манну в театре на Левом берегу должен был называться Намбо, но Эдуарду Митницкому оно не нравилось. После длительных переговоров мы нашли компромисс: спектакль стал называться «Обманутая» в стиле Намбо по Томасу Манну. А Намбо — это зеркальное написание Обмана.

А. Роговцева играла Розали, женщину в возрасте, которая любит розы, у нее дочь авангардная художница, время действия — 30-е года, Германия. Розали выписывает дочке учителя английского языка, и в результате в него влюбляется, — разыгрывается целая трагедия, в результате которой Розали умирает, так и не увидев новой весны в своей жизни.

«Обманутая — Намбо» в театре на Левом берегу Днепра «Обманутая — Намбо» в театре на Левом берегу Днепра

Этот спектакль мы решили в стиле черно-белых фильмов. Это пространство некого санатория, там был стол высотой метр семьдесят, он же беседка, он же кровать. И мужчинам, и женщинам были пошиты полупрозрачные костюмы из черного шифона на железных бутафорских молниях.

Эдип. Самый гармоничный

В «Эдипе», которого мы тоже поставили в Одесском театре им. В. Васылька, все построено на движениях и костюмах древнегреческих скульптур. Получается, кроме истории Эдипа, существует еще и история скульптур, они стоят на специальных подставках, и когда не двигаются, то выглядят как реальный сад скульптур. Даже диалоги решены композиционно в стиле скульптур: когда один персонаж говорит, то другой замирает и наоборот.

«Эдип» в одесском театре им. Васылька «Эдип» в одесском театре им. Васылька

По сюжету боги наслали чуму на город, и Эдип пытается выяснить почему, — это некая детективная история. Здесь я использовал и свои любимые лампы дневного света, которые впервые появились у нас с Богомазовым в «Обманутой», и огромные вентиляторы, которые рельефно развивают красный занавес.

А в конце Эдип уже с выколотыми глазами говорит свой монолог с конца по одной букве, словно на приеме у окулиста — такая моя концептуальная ирония. «Эдип» — наша самая гармоничная работа.

Спектакли:

2009 «Гамлет» (Одесса)
2005 Шантрапа, что нам гекуба Одесса 2006 «Очередь», левый берег 2006 Немного-вина2 Киев 2008 Тарелкин-Dream — Россия — Пермь 2004 “ Кураж” Брехт, в (Одесса)
“ ОТЕЛЛО” (Черкасы)
“ Роберто Зукко” Кольтес, (музыка с Кохановським) Киев
2003 “ ЕДИП” Софокл, (Одесса)
“ Сон в летнюю ночь” (Киев)
2002 ” Счастье рядом” (Одесса)
“ Морфий” (Булгаков и Кандинский)
2001 “ Горло Sanctus” Е.Т.А.Гофман
2000 Театральная награда ” Йорик” в номинации за лучшее художественное оформление “ Faust-fragment
“ Смерть Тарелкина” (в соавторстве с Луневым)
1999 Фестиваль EST-QUEST «Немного вина и 70 оборотов» (Париж, Ди, Франция)
«Фауст-Фрагмент» (по Гете) (Москва-Киев)
1998 «Филоктет-Концерт» (по драме Софокла)
1997 «Обманутая» (по Т.Манну)
1996 «Немного вина… и 70 оборотов» (по Л.Пиранделло)
«Буратин-II»
“ Свободный пленный королевы” Ж.Кокто
1994 «Горло», перформанс
Passion of spring gistrions, перформанс
1993 «There is so much air & moon» («Болеро»), перформанс

«Роберто Зукко», в главных ролях был Виталий Линнецкий «Роберто Зукко», в главных ролях был Виталий Линнецкий

«Немного вина-2» спектакль «Вильной сцены» «Немного вина-2» спектакль «Вильной сцены»

«Немного вина-2» «Немного вина-2»

«Тарелкин-Dream» «Тарелкин-Dream»

«Тарелкин-Dream», постановка в Перми «Тарелкин-Dream», постановка в Перми



Другие статьи из этого раздела
  • Борис Юхананов: на территории «Нового еврейского театра»

    Борис Юхананов — московский андеграундный режиссер, представитель мистериального театра, ученик Анатолия Васильева. Автор проектов: «Сад», «Дауны комментируют мир», «Фауст», «Повесть о прямостоящем человеке», ведет режиссерскую лабораторию в Школе Драматического Искусства. Сегодня в поле зрения режиссера — вопрос «Нового еврейского театра», о нем и ведется речь на примере долгоиграющего проекта Бориса Юхананова «ЛабораТОРИЯ. Голем. Венские репетиции», спектакля, который сам для себя пишет пьесу. Две его части (из трех существующих) были показаны в два дня в Киеве 17 и 18 мая 2008 года на ГогольFest.
  • Тиждень актуальної п’єси. Програма

    Другий міжнародний фестиваль сучасної драматургії. 22–30 жовтня 2011 року. Події фестивалю проходитимуть на сценах театрів-партнерів: Київського академічного Молодого театру, Центра сучасних мистецтв «ДАХ», Київського академічного театру на лівому березі Дніпра, Театру «Відкритий погляд» тощо.
  • Політичні маніпуляції театральної ляльки

    Після кожної вистави учасники Bread and Puppet Theatre випікають хліб та роздають його перехожим. Це не благодійна акція, а одна із засад філософії дешевого мистецтва, яку пропагують Bread and Puppet. Маніфест Cheap Art Philosophy набрав розмаху у 1982 році, коли став відповіддю на комерційне мистецтво, на противагу якому актори Bread and Puppet Theatre вирішили створювати свої вуличні спектаклі, які були би доступні для кожного, незалежно від соціального статусу чи заробітку
  • Разговоры о современном французском театре. Филипп Кальварио

    Раньше во Франции был журнал «Театр», но, похоже, он был не слишком популярным среди читателей, и его больше нет. В основном театральная критика сосредоточена во влиятельных газетах типа «Фигаро», «Монд»…

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?