Дни Мейерхольда в Украине: Херсон — Киев09 февраля 2011

Текст Марыси Никитюк

9 февраля — День рождения выдающегося театрального деятеля, реформатора, практика и теоретика условного театра, гениального режиссера и актера Всеволода Мейерхольда. В Херсоне в местном Центре им. Мейерхольда вот уже третий год в день его рождения проходит фестиваль режиссерских дебютов «Лютий/Февраль».

Именно Херсон в свое время был прибежищем для молодого режиссера, который вынужден был уйти из Московского художественного театра весной 1902-го года из-за творчески-идеологических несогласий с Вл. И. Немировичем-Данченко. В Херсоне осенью 1902-го года Вс. Мейерхольд приехал с новосозданной «Труппой русских драматических артистов под управлением А. Кошеверова и Вс. Мейерхольда», где начал самостоятельно ставить спектакли, параллельно играя в них. Подражая первоначально К. Станиславскому, Мейерхольд постепенно формирует свой уникальный режиссерский подчерк. Правда, проработав в Херсоне два года (1902–1903, 1903–1904 г.г.), он был крайне не удовлетворен городом, его провинциальной культурной атмосферой, ординарной публикой. Он скучал по Москве, мечтал о другой городской, интеллектуальной и идеологической плоскости, где он бы мог развиваться и рассчитывать на отклик. Мейерхольд искал подход к новой драме, к символистским пьесам М. Метерлинка, Г. Ибсена, А. Шницлера.

В Херсоне он первоначально поставил все пьесы Чехова, которого очень любил, и с которым вел дружескую переписку. Почти одновременно со Станиславским в Москве он поставил «Вишневый сад», несколько водевильного характера (это была далеко не блестящая его работа). На второй год работы Мейерхольд переименовал свою труппу в «Товарищество новой драмы», заявляя, фактически, о своем курсе на символистскую пьесу. Горький, Ибсен, Метерлинк, а также Гоголь, Островский, Грибоедов — в один сезон Мейерхольд поставил около 70-ти спектаклей. Ставил он быстро, энергично, но спектакли этого периода не заслуживают особого внимания, так как по большей части — подражательны. Мейерхольд только начинал искать свой собственный путь. Его первый херсонский сезон был более-менее удачным (он повторял репертуар МХТа), второй сезон, посвященный символистским пьесам, публика приняла с откровенным холодом.

Но, несмотря на некое взаимное неудовлетворение друг другом (режиссером и городом, режиссером и публикой), именно в Херсоне «родился» тот выдающийся Мейерхольд, который изменить историю театра. Здесь он начал внутренне спорить со Станиславским и начал искать подход к символистской драматургии, здесь он предугадал свое будущее увлечение темой шутовства и балагана (она несколько позднее отчетливо проступит в «Балаганчике» Блока, поставленном в Петербурге).

Всеволод Мейерхольд Всеволод Мейерхольд

Чтя память Всеволода Мейерхольда, 10 февраля в доме, где он жил, торжественно откроют мемориальную доску. Этим и начнется трехдневный фестиваль «Лютий/Февраль», который пройдет под названием «Мейерхольд у Мейерхольда». Такой каламбур вполне уместен, поскольку в этом году в центр им. Мейерхольда в Херсоне приедут выпускники режиссерской магистратуры московского центра им. Мейерхольда и школы-студии при МХТ им. Чехова. А, кроме того, еще при жизни Мейерхольд руководил театром имени себя — ТИМ (театр им. Мейерольда).

В рамках фестиваля в Херсоне пройдет серия спектаклей, читок новых пьес, постановка немецкой пьесы современного драматурга Мариуса фон Майенбурга «Урод» и блиц-спектакль по самой известной пьесе Анны Яблонской «Где-то и около». Пройдут также семинары и ворк-шопы.

На этом театральное шествие в память о Мейерхольде не останавливается, и спектакли режиссеров-дебютантов едут в Киев. Здесь 15 и 16 пройдут одновременные показы в «ДАХе» и Центре им. Леся Курбаса.

15-го февраля в «ДАХе» покажут спектакль киргизского режиссера Шамиля Дыйканбаева «Наташина мечта» по нашумевшей в России пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. Пьеса в двух действиях, или как сформулировано автором в двух песнях, нервно-хамский монолог детдомовской Наташи о ее мечте «любить». Спектакль Дыйканбаева номинировался на «Золотую маску».

«Наташина мечта» «Наташина мечта»

В Центре Леся Курбаса 15-го февраля покажут эстетский спектакль литовца Томаса Яшинскаса «Падение» по одноименной повести Альбера Камю. Философский монолог судьи о собственных профессиональных «грехах», исповедь юриста в зале театра.

16-го февраля в «ДАХе» покажут спектакль украинского режиссера Андрея Майа «Я — Москвичка!», а в центре им. Леся Курбаса пройдет моноспетклакь азербайджанки Ирады Саййи «Чтоб тебя».

«Я — москвичка!» «Я — москвичка!»

17 и 18-го февраля в рамках чествования Мейерхольда в Институте им. Карпенко-Карого на Ярославом Валу, 40, пройдет два театральных круглых стола, посвященных проблемам театра в странах СНГ.

17-го в 12:00 в 1-ой аудитории круглый стол проведут выпускники режиссерской магистратуры московского центра им. Мейерхольда: Шамиль Дыйканбаев (Кыргызстан), Томас Яшинскас (Литва), Ирада Саййа (Азербайджан), Ирина Кондрашова (Россия) и все желающие студенты университета. Магистранты расскажут об особенностях театра в своих странах и тенденциях его развития.

18-го там же и тогда же пройдет круглый стол при участии украинских театральных критиков и всех желающих под названием «Театральная критика: вопросы к театру и себе»; специальный гость — ведущих московский критик Павел Руднев. Приглашаются все желающие, вход на круглые столы свободный.


Другие статьи из этого раздела
  • Неизвестный Селин

    Публикация этих пьес, сценариев и либретто стала своеобразным итогом издания на русском языке основных произведений Луи-Фердинанда Селина и одновременно — важной вехой многолетнего переводческого труда Маруси Климовой, познакомившей русских читателей с многогранным языковым универсумом этого автора. Этот сборник (из-за ограниченного тиража сегодня уже являющийся библиографической редкостью) привлекает внимание, прежде всего, тем, что Селин-драматург в России куда менее известен, чем Селин-прозаик.
  • Театр як соціальний проект

    Німецька театральна компанія «Ріміні Протокол» працює в жанрі документального театру, створюючи вистави на межі мистецтва і соціальних досліджень, інформування і рольових ігор. Колектив, заснований Даніелем Ветцелем, Штефаном Кегі та Хельгард Хауг, видозмінив сам підхід до створення театру: авторів, акторів та режисерів в ньому більше немає, сценою виступає дійсність, актори і публіка часто — одні й ті самі люди. Персонажі з підмостків сцени розповідають справжні історії, реальні події перетворюються на вистави
  • Лев Додин: вырванные мысли*

    «Если всерьез озабочен рождением спектакля, ты волей-неволей анализируешь пьесу или прозу, анализируешь материал жизни, и так или иначе пытаешься разгадать сверхзадачу автора. Но разгадать ее можешь только так, как ты сам ее понимаешь. Нет, наверное, таких режиссеров, которые сознательно берут пьесу с мыслью:» Дай-ка я ее переделаю!.. «Но вообще не самовыражаться невозможно! Можно сколько угодно объяснять Някрошюсу, что нужно ставить проще, он искренне не поймет, о чем речь»
  • Драматургічна лабораторія «Тиждень української актуальної п’єси»

    11–16 травня у Києві відбудеться проект Драматургічна лабораторія «Тиждень української актуальної п’єси», в рамках якого у форматі читань будуть представлені тексти cучасних українських драматургів. Проект створений за ініціативою молодих українських критиків та режисерів, спрямований на відкриття нових імен, консолідацію молодого театрального руху та об’єднання зусиль осередків, які займаються проблемами сучасної драматургії. Основна програма «Тижня» сформована на основі конкурсу, на який надійшло понад 120 текстів з усієї України.
  • Турецкий театр. Досье

    В Турции есть национальные (государственные), муниципальные и частные театры. На общей театральной карте преобладает репертуарный театр. Главное управление Национального театра находится в Анкаре, а Национальный театр Анкары является — центр всего сегмента государственных театров

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?