Go-Go Гоголь. Интервью с Владом Троицким о «Гоголь фесте»12 ноября 2007

Разговаривала: Марыся Никитюк
Фотографии: ЦСМ «ДАХ»

Как и когда вам пришла идея создания Гоголевского фестиваля?
После «Эйдоса», после всей этой истории с перформансом «Белый Босха» и экспозицией. Я вдруг увидел, что соединение разных видов искусств и объединение разных людей — очень интересно и вызывает резонанс, как у художников, так и у публики. Тогда я и подумал, что было бы не плохо сделать что-нибудь такое. К тому же до этого я планировал ставить в Арсенале спектакль «Смерть Гоголя», и так вот оно соединилось. То есть изначально была задумка спектакля, а потом я понял, что спектакль сам по себе не может являться самоценным, надо использовать на полную пространство «Арсенала» и сделать мультикультурный фестиваль.

Влад Троицкий, художественный руководитель и режиссер ЦСМ «ДАХ» Влад Троицкий, художественный руководитель и режиссер ЦСМ «ДАХ»

Почему Гоголь?

Сейчас искусство интересуется Гоголем. Почти во всех театрах идут его пьесы «Женитьба», «Ревизор». И «Бульбу» ставят, кино снимают. Гоголь идет. И скоро, через два года, будет его двухсотлетие.

«Гоголь-фест» мультикультурный проект, как вы представляете себе этот сплав искусств?
Тут важно чтобы появилось как можно больше участников в этом проекте. Людей, которые разделят ответственность за проект. Если, например, в рамках «Гоголь-феста» будет фестиваль современной фортепианной музыки, и если за это возьмется Громов, то это будет серьезно. Это будет на адекватном уровне. Если, например, «Арт-трафик» возьмется за организацию фестиваля арт-хаузного кино в рамках Гоголевского фестиваля, то будет очень хорошо. При этом еще очень важно соединение с европейскими кураторами и очень важно сотрудничество с европейскими фестивалями, которое позволило бы создать совместную творческую продукцию. Тогда интерес будет международный, и, возможно, появятся деньги Евросоюза.

Получается как бы много квартир под одной крышей «Гоголевского фестиваля» …
Они объединены единой идеологической парадигмой, быть амбициозным европейским фестивалем.

 

На первом фестивале все проекты параллельны, на будущее, не планируется ли унифицировать всю программу, подвести, допустим, под единый стиль?
Я не думаю, что есть смысл так делать потому что, как объединить, например, 80 художников, 10 разных театров и хоровые коллективы? Это может сделать только пространство. И культурный сплав произойдет уже в сознании зрителей. Не надо это объединять, оно объединится само по себе.

В этом году стержневым проектом есть спектакль «Смерть Гоголя»?
Ну не совсем так, по-моему, тут очень серьезная музыкальная программа, сама по себе она очень достойная: и духовно хоровое пение, будет участвовать три хора, и концерт Нины Матвиенко etc. Просто было мало времени, вот я и сделал доминанту в театральной части проекта, спектакль ДАХА. Притом, что я думаю, стержневой и главной историей будет все-таки экспозиция. Ведь таких прецедентов — 80 художников участвуют в одном проекте — раньше не было. Потом литературный круглый стол соберет всех наших писателей и приедет несколько из России. Так что, это тоже очень серьезный проект.

Художники сами по себе, или совместно выстраивают концепцию экспозиции?
Нет-нет, сами по себе. У каждого своя башня.

Что будет в самом спектакле «Смерть Гоголя»?
Понятия не имею. Вот мы его сейчас делаем, какие-то штуки получаются, какие-то нет. Это будет оратория, мистерия, но уже с текстами и на этот раз без «Дахи-Брахи».

А какое же тогда музыкальное оформление спектакля?
Песнопение, будет один из лучших скрипачей Украины Сергей Охримчук, будет. А «Даха-Браха» будут, как актеры играть.

Сергей Охримчук со скрипкой и задумчивый отец «Гоголь-феста» Влад Троицкий Сергей Охримчук со скрипкой и задумчивый отец «Гоголь-феста» Влад Троицкий

Почему именно «смерть» Гоголя?
Не знаю, родилось такое название. Мне всегда была интересна легенда о том, что его похоронили живым. Но в процессе работы над спектаклем мне больше стал интересовать его духовный путь как личности, мыслителя, мистика, философа.

То есть это и будет в основе сценического действия — его духовный путь? А обыгрывать легенду будете?
Сначала я очень активно хотел это дело использовать, но потом все дальше и дальше я практически отказываюсь от этого, не вкладывается в ту ткань спектакля, которая получается.

Гоголя между собой делят и Украина и Россия. Двухлетний проект «Гоголь-Fest» — это набирание оборотов, чтобы на двухсотлетие писателя был слышен голос и Украины?
Это не двухлетний проект, а два года подготовки к ежегодному фестивалю в апреле начиная с 2009. А по поводу масштабов, думаю, надо постараться, чтобы было даже сильнее чем в России.

А трение между украинским и российским Гоголем вы ощущаете?
Безусловно. В Украине эксплуатируют образ сельского писателя: вечера там всякие, сельская мистика, «Вий», «Утопленница». В России же это больше городская мистика: «Шинель», «Портрет», «Нос». И даже «Ревизор» и «Мертвые души» — это все-таки больше российская история. Но практически не берут во внимание его публицистику, избранное из переписки с друзьями, молитвы, завещания.

А в спектакле какого Гоголя будет больше? Или же акцент ставите на переписки, молитвы?
Я не знаю, какой это будет Гоголь, мистический, наверное. И, да, мы используем его корреспонденцию, молитвы.

В начале проекта, на «Сотом Макбете» вы объявили о миссии «Гоголевского фестиваля» — консолидировать украинские творческие элиты. Как получается?
Посмотрим по результатам. Но уже то, что подтверждено участие известных художников, писателей, говорит не мало.

Образ Гоголя и «Гоголь-фест» смогут сплести целостную канву украинской культуры?
Мы как раз для этого все и делаем, чтобы в одном пространстве собрались люди, которые редко объединяются: художники, театралы, музыканты. Даже художники отдельными кланами живут, а тут им предлагается единое пространство проекта. Друг друга, как минимум, увидят, с другой стороны, заявят о себе. Когда в твоей программе появляются имена каких-то художников, музыкантов, ты не на всех будешь ходить, но в условиях единого пространства естественней будет ходить, нежели наоборот. А если еще появляется европейская значимость, появляются кураторы и журналисты из европейских стран, то это уже и престижно. Одна из больших проблем нашей культуры — отсутствие престижа. В любом фестивале, какие проблемы участвовать? Я же провокацию сделал. А что там будет, почувствуют ли художники себя элитой, или нет, уже от них зависит. Тут очень важный момент, чтобы мытци ощутили себя не маргиналами-изгоями, как сейчас получается, а яркими публичными людьми, которые формируют лицо страны. Если это проникнет в их сознание, то появится определенная ответственность, не маргинальная ответственность: «я весь такой шишок, весь такой талантливый, хоть трава не расти», а ответственность за себя в контексте страны, тогда и государственность появится.

А как финансовая элита? Отреагировала на вашу провокацию?
Нет, конечно. Во-первых, там активно не велась работа — слишком короткий промежуток времени, а во-вторых, все сейчас заняты выборами, им надо власть поделить, причем тут меценатство или спонсорство? Но я думаю, что в дальнейшем, если мы выйдем на серьезные обороты, и «эта история» хорошо прорезонирует, можно будет рассчитывать на солидные бюджеты. Потому что бюджет фестиваля в 2009 году должен быть не меньше миллиона долларов, а то и больше. В этом фестивале я использую свои какие-то каналы частных денег, не связанные с серьезным спонсорством.

Спектакль «Смерть Гоголя» будет идти вне фестиваля?
Не думаю, потому что очень сложно будет адаптировать пространство. Спектакль же ставится именно под «Арсенал», а «ДАХ» — маленький. Разные масштабы. Поскольку приедут директора заграничных фестивалей, то возможно он будет играться за рубежом.

Сцена из репетиции спектакля «Смерть Гоголя» Сцена из репетиции спектакля «Смерть Гоголя»

Ну и какие вкусности ждут зрителя на самом фестивале?
Думаю, сам спектакль будет достаточно хорошим эстетским зрелищем, смыслово-красивым. Экспозиция будет очень интересна, с таким подходом к формированию идеологическим и конструкторско-дизайнерским, которого еще никто не делал. То есть вписывание экспозиции в интерьер здания «Арсенала» — башни, на которых и будут висеть полотна художников. Конечно, это делал Пинчук на самой первой экспозиции в «Арсенале» 2004 г. «Прощай оружие». Но тогда контемпорари-арт был совсем непонятным явлением, и выставка не имела широкого отклика в обществе. Сейчас же задача: вписать в пространство «Арсенала» конкретную экспозицию, в отличии от «Эйдоса», который просто сделал локальные картонные ячейки для художников. Будет концерт Дахи-Брахи и Кати Чили, думаю, достаточно оригинальное зрелище. Очень интересным обещает быть Д. Ингибаряна и Сережи Охримчука, этно-джаз. И многоголосный хор «Леополис», у них какие-то работы, которые еще нигде не звучали, по мотивам «Вия». Может, я запущу, я еще не договорился, но, наверное, так и будет: 9 сентября часа в четыре квартет современной классической музыки (Шестакович, Шнитке и Сильвестров).

Как происходит отбор работ художников?
Поскольку я не специалист, художников я не отбираю, я объявил дилетантские принципы и дал им полную свободу. К тому же есть программа In и есть программа Open. Последняя вообще никакого контроля не подразумевает, это для начинающих художников. Левая часть в Арсенале будет отдана им, там будет большая плотность работ, потому что на одной башне будет много художников. А справа будет программа In, где каждому художнику по башенке.

Open запланирован только для художников?
Нет. Еще у Капрановых будут какие-то такие вещи. Если кто-то возьмет на себя такую функцию, мы объявим конкурс-эссе среди молодежи и именитых авторов на гоголевские или окологоголевсике темы. А потом издадим зборник «Гоголь-наш», из лучших таких работ.


Другие статьи из этого раздела
  • «Клас-акт»: челендж для акторів і можливість «розправити крила» для дітей

    Українські актори про специфіку роботи у виставі за п'єсами підлітків та про можливості освітнього проекту
  • Премьера в Черкассах документального спектакля

    29-го октября в 18:30 в Черкасском академическом областном украинском муздраматическом театре им Т. Г. Шевченко будет показана премьера документального спектакля о городе Черкассы «Город на Ч.». Проект инициирован театром под руководством Владимира Осипова и независимым центром ТЕКСТ (Наталия Ворожбит, Андрей Май, Марыся Никитюк).
  • «ЁЛКИ — 7»

    «Ёлки» в театре — это длительная пауза в репертуаре, которая начинается в День Святого Николая и длится вплоть до Старого Нового года. В это время театральные залы заполняются детской аудиторией, а сцены — Пиратами, Змеями Горынычами, Шоколадными Сырками и прочими персонажами. Для каждого актера «Елки» — это свой «праздник»: возможность пообщаться с детьми, заработать немного денег или сыграть неожиданный юмористический экспромт, пользуясь тем, что дети не искушены во взрослых шутках.
  • Львівський театр ім. Леся Курбаса. Володимир Кучинський: пряма мова

    Театр Курбаса з’явився в карнавальний час, у постмодерні 80-ті, з притаманною їм енергією руйнації. Це було напередодні кінця радянської епохи, коли країна розвалювалася, а ті хто її розвалювали були наділені шаленою енергією руйнацією. З цієї енергії наші вистави були неймовірно азартними, вибудованими на імпровізації, на шаленому драйві. Ми були молодими максималістами.Радянське керівництво спробувало нам завадити відкритися, але оскільки нічого антирадянського ми не робили, то по суті влада лише створила нам неабияку рекламу

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?