Коммуналка для Театра31 января 2011

Текст Марыси Никитюк

Фото Андрея Божка

В 1927 году в Париже, чтобы выжить, но остаться верными своему искусству, четыре французских режиссера объединились в «Картель четырех», создав модель некоммерческого театра. Нечто схожее сегодня вынуждены сделать и киевские театры, потому что в их выживании заинтересованы исключительно они сами.

21 января 2011 года в Киеве, в «Дворце Украина», презентовали новую театральную сцену для бездомных театров, и театров, которые ютятся на чрезвычайно малых квадратных метрах. Проект создан спонтанно без какой-либо государственной директивы, без особой поддержки, собственно, из необходимости, из безнадежности, из безысходности и на энтузиазме. Новую театральную площадку образовали в пресс-центре «Дворца», назвав «Малой сценой». Синициированный театральным агентством Time-Art и руководством «ДУ» проект под названием «B.Room» проработал весь прошлогодний декабрь, продемонстрировав свою жизнеспособность. Вокруг него собрались театральные коллективы с малыми сценами, например, «Вильна сцена» Дмитрия Богомазова и бездомные театры, такие как «Свободный театр», который вот уже 13 лет занят исключительно выживанием, а не творчеством.

«Упопабуласобака» «Упопабуласобака»

Идея такова: есть территория — Малый зал «ДУ», на ней в течение месяца разнообразные театры показывают свои спектакли. Получается почти «свободная площадка», на которой все участники могут показать свои постановки в равных условиях, на равных и очень выгодных арендных ставках («Дворец Украина» начал этот альтруистический проект в память о Николае Мозговом, бывшем своем директоре, который мечтал о Малой сцене).

«B.Room» не имеет идеологических, эстетических установок, то есть, фактически, открыт для всех. Совершенно разные театры с разной публикой собрались под его крышей. Пока театры работают «себе в убыток», но театральные компании рады и благодарны тому, что у них есть, пусть съемный и коммунальный, но радушный дом.

Андрей Билоус на презентации проекта B.Room Андрей Билоус на презентации проекта B.Room

Театры-участники:

Театральная мастерская Андрея Билоуса

Киевский театр «Вильна сцена»

«Свободный театр»

Первый женский театр

Театр-студия импровизации «Черный квадрат»

«Светлый театр»

Киевский театр эстрады

Мим-театр эксцентрики и буффонады Happy People

Киевский театр поэзии и песни им. В. Высоцкого

Теперь задача проекта и задействованных в нем театров — приучить «местную» публику к тому, что в округе есть драматический театр, и что туда можно и даже нужно ходить. Елена Богомазова отметила, что уже в их стационарную «Вильную сцену» на Гончара, 71 стали приходить новые лица, и это благодаря показам в «ДУ».

Елена Богомазова. «Вильна сцена» Елена Богомазова. «Вильна сцена»

К проекту могут присоединиться любые театры, в том числе и начинающие, достаточно иметь идеи и актерскую команду. Сложно пока только с постановкой новых проектов, потому как репетиции проводить на Малой сцене «ДУ» — слишком дорого, здесь есть смысл показывать уже готовый проект. Но репетиционную базу можно попробовать найти и самостоятельно, к тому же, Андрей Билоус планирует создать самостоятельное репетиционное помещение.

Первым проектом, рожденным исключительно под «B.Room» является искренний и энергичный студенческий спектакль режиссерского курса Андрея Билоуса «Упопабуласобака» по произведениям абсурдистов. Пьесы Ионеско, Мрожека, Аррабля скреплены сквозной беккетовской темой, поисками «Годо». Спектакль, конечно, еще сырой, но сделан на удивление красочно и с азартом, его не стоит оценивать как взрослую профессиональную постановку (его ведь поставили третьекурсники), но это — веселый интеллектуальный капустник. Особенно чудной получился кусочек по Фернанду Аррабля «Пикник».

«Упопабуласобака», завершение «Пикника» «Упопабуласобака», завершение «Пикника»

Появление «B.Roomа» не может не радовать, ведь это — новый театр в центре города, который способен объединить множество обездоленных коллективов. Хочется верить, что эта площадка станет местом театрального эксперимента, и здесь будут рождаться новые яркие проекты, новые имена, новые жанры, и театр в Киеве, возможно, на одну сцену станет живее.

Впервые опубликовано наwww.polit.ua

Ждем Годо Ждем Годо


Другие статьи из этого раздела
  • Явор Гырдев: «Театр — маргинальное, а не массовое искусство, это надо помнить»

    У нас в Болгарии репертуарный театр, но денег нет. Нет такой ситуации, как в Москве, когда театр настолько востребован. А в начале 90-х у нас пытались сменить театральную систему репертуарных театров поддерживаемых государством, поскольку казалось, что вся проблема в этой старинной и прогнившей системе. Мы вводили рыночный механизм, чтобы актеры работали на гонорарах — кто лучше работает, тот получает больше. Было сложно, и экономически это не получилось, потому что у нас нет того рынка, который мог бы вынести такую систему театра, театр ведь очень маргинальная история, и театралов мало.
  • Саша Фролова: суперженщина и галактический китч

    В жизни белокурая и хрупкая девушка, выходя на сцену, Саша Фролова превращается в фантастическую Суперженщину будущего. Саша ─ художница и ученица московского перформансиста Андрея Бартенева. Осенью 2006 года был создан музыкальный проект Aquaaerobika, продюсером которого он теперь является. Электро-поп, 8bit, диско-хаус, авангардные, полуабстрактные тексты смешиваются с ярким перформансом, основанным на образах покемонного постмодернизма
  • Польский современный театр — голос общественности

    Мацей Новак — директор Института Театра — центра театральной жизни Польши, где собирается вся информация о польском театре, и разрабатываются программы по его распространению заграницу. Мацей Новак — театральный критик и редактор — работал в таких изданиях как  «Театральный гонец», «Театральное движение», возглавлял отдел культуры «Газеты Выборчеи», шесть лет  (2000–2006) был директором и художественным руководителем одного из самых известных современных театров Польши «Театра Выбжеже»
  • Украинская современная пьеса в Королевском Шекспировском театре

    10 сентября в одном из самых престижных театров Англии Королевском Шекспировском, покажут премьеру «Зернохранилище» по пьесе украинского драматурга Наталии Ворожбыт

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?