Михаил Мессерер07 июня 2012

Балетных дел мастер


Интервью провела Анна Ставиченко
Фото из архива Михаила Мессерера


Весной нынешнего года репертуар Национальной оперы Украины пополнился двумя балетами — «Класс-концерт» и «Radio & Juliet». И если «Radio & Juliet» уже был представлен вниманию столичной публики осенью 2011-го года, то «Класс-концерт» стал для Киева настоящей премьерой.

Постановку балета «Класс-концерт» осуществил Михаил Мессерер — представитель знаменитой балетной династии. Племянник легендарного хореографа и педагога Асафа Мессерера, сын солистки Большого театра Суламифи Мессерер и двоюродный брат знаменитой балерины Майи Плисецкой Михаил Мессерер — самый известный балетный педагог в мире. В своём интервью Михаил Григорьевич рассказал об особенностях своего педагогического метода, о своей работе в Михайловском театре в Петербурге и о том, что пришлось менять киевской труппе в балете «Класс-концерт», который был репертуарным спектаклем Большого театра.

Михаил Мессерер Михаил Мессерер

В чём заключается суть педагогического метода Михаила Мессерера?
Ничто не возникает из ниоткуда и не уходит в никуда. Я преподаю то, чему меня самого учили мои педагоги, которые в своё время учились у своих педагогов и так далее. Так десятилетиями передавались секреты танцевального мастерства, законы классической балетной школы. Всё это я и пытаюсь передать своим ученикам.

Расскажите более подробно об этой преемственности…
Я учился у Асафа Мессерера и Александра Руденко в Москве. Асаф Мессерер учился у Василия Дмитриевича Тихомирова и Александра Алексеевича Горского, которые в свою очередь учились у Кристиана Иогансона, который был учеником Августа Бурнонвиля. Таким образом, всё восходит к истокам создания методики балетного образования, к традициям, заложенным ещё великим Гаэтано Вестрисом. Эти традиции я стремлюсь поддерживать и развивать, обучая новые поколения танцовщиков.

А чему вы научились у своей матери — знаменитой балерины и педагога Суламифь Мессерер?

Она дала мне очень много. Особенно это касается особенностей преподавания женских балетных классов. На моих уроках в Михайловском театре сегодня занимается больше женщин, чем мужчин. Кроме того, мне часто приходится давать уроки на пальцах в других труппах. Поэтому секреты, переданные мне моей мамой, для меня очень ценны и актуальны. Кстати, она в своё время тоже занималась у Василия Дмитриевича Тихомирова и выросла на репертуаре Александра Алексеевича Горского. Так что и здесь мы видим пример впитывания балетного и педагогического наследия Иогансона и его предшественников.

Поделитесь своими педагогическими секретами
Для меня важно, чтобы танцовщик чувствовал себя в классе легко и свободно. Тело танцовщика нужно разогреть, приготовить его к дальнейшим репетициям в течение дня или спектаклю, при этом не переутомить его, но в то же время дать достаточную нагрузку для того, чтобы оно было в тонусе.

Прибегают ли танцовщики к современным способам поддержания хорошей физической формы?
Да, конечно! Танцовщики увлекаются многими новшествами, появляющимися в мире. И я их только поддерживаю в подобных увлечениях.

Что из этих техник наиболее эффективно для танцовщиков?
По моим наблюдениям, это — пилатес. Он приносит очень хорошие результаты. Также многие сегодня приходят в балет из спорта — например, это танцовщицы, которые в детстве занимались гимнастикой, потом пошли в балетную школу и стали профессиональными артистками. Это даёт определённый бонус телу, спорт закладывает очень хорошую базу. Но, конечно же, при всём этом танцовщики должны не только хорошо танцевать, но и быть балетными актёрами. Ведь артистизм важен при любом репертуаре.
Михаил Мессерер. Фото Михаила Логвинова Михаил Мессерер. Фото Михаила Логвинова

С 2009 года вы работаете главным балетмейстером Михайловского театра. Балетная культура Петербурга сейчас держится на двух столпах — Мариинском и Михайловском театрах. Как влияет на работу труппы и театра конкуренция?
Конкуренции нет. Мариинский театр имеет федеральное подчинение, благодаря этому его бюджет как минимум в десять раз больше бюджета Михайловского театра, который является маленьким театром городского подчинения. Хотя бы из-за этого никакой конкуренции, на мой взгляд, быть не может. У нас разные масштабы. Мариинка — один из величайший театров мира, и было бы неразумно с ним тягаться. Мариинский театр — это старинный театр с установившимися традициями. Наша труппа намного моложе, хотя тоже имеет свои традиции. У Михайловского театра должны быть своя ниша, свой репертуар и своё видение. Нам это удаётся: у Михайловского есть своя публика, которая предпочитает ходить именно в наш театр. У нас всегда продано 100% билетов. А на балеты их часто просто невозможно достать, особенно когда танцуют наши звёзды уровня Ивана Васильева, Натальи Осиповой, Леонида Сарафанова. Но даже, когда танцуют менее знаменитые танцовщики, наш зал полностью заполнен зрителями. Можно с уверенностью сказать, что Михайловский театр очень популярен в Петербурге.

Откуда приходят новые танцовщики в труппу Михайловского театра?
Из самых разных балетных школ. Мы регулярно устраиваем просмотры и на них отбираем новых танцовщиков. Многие приходят из Академии Русского балета имени Вагановой в Петербурге, также у нас есть артисты из балетных школ Перми, Уфы, Новосибирска, Киева и Москвы. Иногда они просто приезжают к нам и просят их посмотреть. Это не всегда танцовщики, которые только что получили профессиональное образования. Бывает так, что к нам приходят из других балетных трупп.

В балете «Класс-концерт», показывающем репетиционные будни артистов балета, использована музыка Александра Глазунова, Анатолия Лядова, Антона Рубинштейна, Дмитрия Шостаковича. А что на самом деле звучит во время занятий у балетного станка?

Обычно пианисты, которые работают на утренних репетиционных классах повышения мастерства артистов балета, играют самостоятельно подобранный репертуар или же исполняют то, что просит педагог. Часто приходится импровизировать. Тут нужно чувствовать, чего хотят артисты в данный момент, в зависимости от того, что сейчас отрабатывается, на какой стадии находится урок. Это очень специфическая профессия — быть пианистом-аккомпаниатором балетного урока. У таких музыкантов множество своих секретов, в двух словах всей специфики не объяснить. Подобная практика до сих пор существует во всём мире. Когда-то давно педагог зачастую аккомпанировал сам себе на скрипке — так было в девятнадцатом веке и в самом начале двадцатого. Ведь музыка очень важна для атмосферы в зале, для поддержания нужного настроя танцовщиков. Поэтому для каждого педагога крайне необходимо иметь правильного аккомпаниатора.
Михаил Мессерер Михаил Мессерер


Балет «Класс-концерт» в версии Асафа Мессерера вы восстанавливали для Большого театра. Сегодня «Класс-концерт» появился в репертуаре Национальной оперы Украины. Отличаются ли чем-нибудь эти постановки?

вы знаете, отличия минимальные. Я был приятно удивлён нынешним уровнем балетной труппы Национальной оперы Украины. Поэтому по сравнению с той версией, которую я делал для Большого театра, изменения совершенно незначительные и касаются индивидуальностей исполнителей. Так же как мой дядя Асаф Мессерер, который в своё время поставил этот балет, каждый раз менял комбинации в зависимости от тех исполнителей, которые были у него на данный момент, я тоже слегка меняю комбинации. Но, если честно, я думал, что в Киеве мне придётся менять хореографию намного более существенно и в сторону облегчения. К счастью, киевская труппа действительно сильная, она желает работать и находится в очень хорошем тонусе. Также я вижу много индивидуальностей в труппе: даже в кордебалете есть много интересных танцовщиков и танцовщиц. К тому же Денис Матвиенко даёт труппе особый «драйв», он истинный лидер и явно ведёт свою труппу в правильном художественном направлении. Я как профессионал почувствовал это с первых же репетиций.

Были ли вы знакомы ранее с киевской труппой?
Никогда. Только с отдельными звёздами, работающими за границей. Более того: я никогда раньше не был в Украине, это мой первый приезд. Конечно, я встречал замечательных украинских танцовщиков в балетных труппах по всему миру, и понимал, что украинская школа должна быть сильной, раз она способна выпускать таких чудных артистов, Денис и Анастасия Матвиенко, Леонид Сарафанов, Иван Путров и многие другие. Теперь я убедился, что это действительно так.


Другие статьи из этого раздела
  • Баса Джаникашвили. О грузинском театре

    Театральная Грузия сегодня чрезвычайно зависима от зрителя. Предлагая прямолинейные и пошлые постановки, отмеченные вульгарным юмором «ниже пояса», режиссеры утверждают, что их основной задачей является — вернуть зрителя в театр.
  • Політичні маніпуляції театральної ляльки

    Після кожної вистави учасники Bread and Puppet Theatre випікають хліб та роздають його перехожим. Це не благодійна акція, а одна із засад філософії дешевого мистецтва, яку пропагують Bread and Puppet. Маніфест Cheap Art Philosophy набрав розмаху у 1982 році, коли став відповіддю на комерційне мистецтво, на противагу якому актори Bread and Puppet Theatre вирішили створювати свої вуличні спектаклі, які були би доступні для кожного, незалежно від соціального статусу чи заробітку
  • Время Пигмеев, или Темные века

    По словам Влада Троицкого, разноформность театрального ГогольFesta 2009 хороша тем, что позволяет режиссерам и актерам найти новое вдохновение, расширить собственный арсенал техник, выйти из идейного застоя. Но идейно-концептуальный коллапс украинского театра — это следствие общего спада и застоя мирового искусства. И поиск новых форм — не панацея в поиске смыслов.
  • Александр Друганов: «Гамлет». Часть ІІ

    Если бы Дима Богомазов предложил мне другую пьесу, я, возможно, отказался бы, но «Гамлет» — это святое. Посвятив сценографии пятнадцать лет, сегодня я стараюсь заниматься театром все меньше и меньше, потому что на это уходит слишком много времени, а для меня важнее живопись. Слава богу, я успел сделать две выставки: «Марки», и «360 градусов» в галерее Жени Карася. Театр слишком быстро умирает, возобновить того же «Фауста» сейчас достаточно сложно. Театральные спектакли — это мимолетная красота, тем она и привлекает, но это грустно для творца
  • Віталій Жежера: «Найбільша біда — самонеусвідомлення культури»

    Я суджу у нормальний «хуторянський» спосіб. Уяви собі хутір, як модель світу: чого там не вистачаэ?! Мудрій людині там все є: небо є, вода є, дерево є, земля є — досить. Власне кажучи, уважно вдивляючись у свій хутір, я можу і не знати європейського контексту, але я його вгадаю, відчую чого не вистачає для гармонії.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?