НУЖЕН ЛИ НАМ ТЕАТР08 сентября 2008

Независимое исследование Teatre

Редакция Портала провела комплексный опрос респондентов с целью обозначить место театра в культурной жизни современника и определить, насколько театральное искусство отвечает интеллектуальным и духовным потребностям общества, живущего в эпоху информационного пресыщения.

Проведенное исследование содержит не только контур театральных проблем, но и косвенный социально-психологический портрет современного театрала.

МЫ СПРОСИЛИ:

Посещаете ли вы театр? Какие театры посещаете наиболее часто, где были в последний раз? Какова роль театра в современном культурном мире? Что лично вы берете для себя в театре? Заменят ли театр когда-нибудь другие виды искусств?

КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ:

Всего было опрошено: 70 респондентов

Самому младшему респонденту — 18 лет

Самому старшему — 78 лет

В опросе участвовали представители различных городов Украины: Киева, Днепропетровска, Запорожья, Чернигова, Сум, Черкасс. А также граждане зарубежных стран: Турции, Узбекистана, Армении

По результатам проведенного опроса, регулярно посещают театр — 40% опрошенных респондентов, ходят в театр время от времени — 27% респондентов, не посещают театр — 33% опрошенных

Данное мини-исследование свидетельствует о том, что ни возраст, ни социальный статус не влияют на посещаемость театра, выбор театрального направления, оценку постановок. Существенно отличается посещаемость театра в регионах, где стационарный театр либо отсутствует, либо предлагает такой репертуар, который не отвечает вкусам современного зрителя.

Основные причины, по которым люди не посещают театр или делают это крайне редко (по итогам проведенного исследования):

— нехватка времени — 40%

— предпочтение других видов отдыха (преимущественно это — кино, телевидение, интернет) — 44%

— отсутствие в городе театра (в малых городах) — 4%

— отсутствие в городе такого театра, который бы отвечал современности — 4%

— отсутствие современного репертуара — 8%

Факт: из всех опрошенных респондентов, не посещающих театр, все отметили его важную социальную роль и необходимое участие в духовной жизни общества

И НАМ ОТВЕТИЛИ:

Мария, студентка, 22 года, Киев: Театр люблю и часто хожу. Особенно люблю ходить на премьерные постановки. В последнее время люблю «ДАХ»: нравится нестандартность подачи. Иногда даже трудно психологически воспринять постановку, но это и привлекает. Театр нужен, по-другому и быть не может, ведь живая игра актеров не сравнится ни с чем

Андрей, политический журналист, 31 год, Киев: В театр хожу редко, театралом себя не считаю. Но постоянно вспоминаю постановку Влада Троицкого «Всадники апокалипсиса», которую я смотрел несколько лет назад. То было нечто чрезвычайное, выходящее за рамки распространенного понятия театра. Меня поразило. В Киеве, к сожалению, мало таких постановок, ради которых не жаль было бы пожертвовать отдыхом дома.

Влад, студент, 18 лет, Киев: Мне не нравится театр, это развлечение кажется скучным, я люблю телевидение: боевики, триллеры, спортивные каналы, иногда документальные фильмы. Когда я учился в школе, мы иногда ходили с классом. Не помню, что это были за постановки, потому что я только иногда старался смотреть на сцену, долго не выдерживая.

Антонина, начальник управления информации и связям с общественностью Сумской облгосадминистрации, журналист, 40 лет, Сумы: Хожу в театр, если есть свободное время. В основном это Театр Драмы и комедии имени Щепкина (в Сумах), Театр русской драмы имени Леси Украинки в Киеве. Нравятся философские произведения, а соответственно и постановки. Из последнего понравилась постановка «Джонатан-чайка». Театр нужен, ведь герои театральных пьес остаются в памяти навсегда, так или иначе оказывая влияние на становление личности, главная функция театра — это формирование мировоззрения, на мой взгляд

Сергей, студент, 21 год, Киев: Последний культпоход был в театр «Дах», смотрел «Макбета». От увиденного до сих пор пребываю в шоке. Возможно, я чего-то не понимаю в искусстве, но Шекспира привык воспринимать иначе. Хотя слышал очень много хороших отзывов именно об этом спектакле. Мой личный самый позитивный театральный опыт за последние несколько лет — это рок-опера «Белая ворона». Я побывал на ней два раза, нелегально записал на диктофон и теперь иногда прослушиваю.

Екатерина, экономист, 22 года, Днепропетровск: Хожу в театр: начиная молодежными театральными фестами и обычными днепропетровскими театрами, и заканчивая именитыми московскими (Ленком, Современник и т.д.). Отдельно отмечу «Крик» — театр одного актера в Днепре. Особенно нравится театр Ромы Виктюка. Вообще режиссер — это определяющий фактор в выборе постановки. И произведение, конечно. Если «Ромео и Джульетта» не нравится в принципе, то и не пойду в жизни на постановку. Театр нужен, как и любое творчество. Его основная функция — заставить задуматься, пошевелить мозгами.

Александра, студентка, 22 года, Черкассы: Вообще в театр я не хожу, просто потому, что в Черкассах некуда ходить. А когда привозят что-то к нам, то времени нет, то я не знаю, какая из привезенных к нам постановок — стоящая. Не хочется купить билет, а потом жалеть, что потратила и время, и деньги, смотреть постоянно на часы и ждать, пока спектакль закончится. Хотя в театр не хожу, но думаю, что он незаменим, потому что в нем все живое и настоящее. Мне хотелось бы видеть такой театр, с такими живыми переживаниями, чтобы дух захватывало.

Семья Головачей — Елена Вадимовна (47 лет), Константин Михайлович (55 лет), врачи, Киев: Театр посещать любим, но, к сожалению, бываем там редко. Основная причина: нет времени. Бываем на Левом берегу, несколько раз в оперном театре были. Кое-что понравилось. Однажды, правда, просто не смогли высидеть, только из уважения к актерам дождались антракта, чтобы посередине не вставать и всех не поднимать. Театр, безусловно, нужен. Но театр хороший. Постановка должна быть интересной. Чтобы цепляло (или как там молодежь говорит?). Мы как-то были в опере: итальянский не знаем, ничего не понимаем, сначала следили по программке… Но сама музыка, костюмы, декорации! Все настолько завораживало, что не важен был уже и сюжет — это было волшебство.

ЦИТАТНИК. ТЕАТР — ЭТО…

Театр — особый вид искусства, где невозможна фальшь, если, конечно, мы говорим о настоящем театре, именно поэтому огромна его духовная и образовательная роль — Ирина, редактор отдела «ВИПглавред», 39 лет

Театр — актуальное искусство, которое вот уже сколько веков отвечает каждый раз на запрос своего времени — Людмила, патентовед, 48 лет

Театр, на мой взгляд, воспитывает в человеке то, что порой не могут воспитать родители, в театре человек проживает еще одну жизнь — Михаил Балашов, пенсионер, 78 лет

Театр развивает эстетическое чувство — это его основная роль — Ольга Храпак, переводчик, 23 года

В театре я получаю душевный покой, радость, просветление и еще гордость за талантливых актеров — Татьяна, домохозяйка, 55 лет

В театре я раскрываю свой внутренний мир в качестве пассивного актера — Светлана, 23 года

В театре мне импонирует умение актеров вживаться в роль, побуждая меня сопереживать вместе с ними, происходящее в спектакле — Иван, спортивный журналист, 29 лет

Есть люди, готовые работать для театра и есть достаточно людей, которые хотят посещать театр, так что нечего переживать — театр будет жить Лариса, редактор, 54 года

Над исследованием работала группа журналистов-международников Института журналистики КНУ им. Тараса Шевченко: Ю. Барабаш, А. Борисенко, Э. Габриелян, М. Корытова, Ю. Кохан, В. Ляшенко, Е. Мацегора, К. Пасечник, О. Поповичук, А. Попкова, А. Пучковая, Д. Осиик, В. Трубачев, Е. Шеломенцева, Е. Якобишин


Другие статьи из этого раздела
  • Документальный театр Петера Вайса

    Создателем понятия и явления «документальный театр» считал себя Эрвин Пискатор (Erwin Piscator, 1893–1966), один из основных сотрудников Б.  Брехта в 1920-е гг, являвшийся также автором термина «эпический театр». В 1929 г. Пискатор выступил и как теоретик данного направления драматургии, его перу принадлежит статья «Документальный театр» (1929). Интерес к феномену документального театра вновь пробудился в ФРГ 1960-х гг. в связи с политизацией всех сфер жизни.
  • Наследие Югославии. Сербский театр

    В конце 80-х наш театр в европейском контексте был одним из самых прогрессивных. Но в начале 90-х политические изменения — распад Югославии, приход к власти режима Милошевича — повлияли на театр. Страна оказалась в изоляции, стал деградировать BITEF, потому что невозможно было привести большие проекты из заграницы. Сербия превратилась в остров.
  • Александр Друганов: Художник сцены.Часть 1

    Александр Друганов — светлый и притягательный человек. Его тембр голоса и неспешные интонации влекут вглубь его иссиня-светящихся глаз. И пока мы с фотографом аккуратно располагаемся в его мастерской, где законченные полотна соседствуют с только начатыми картинами, и свободно лежит десяток одинаковых очков, Александр неспешно рассказывает о временах, когда фотографии приходилось проявлять вручную
  • Роман Мархоліа: «Завдання мистецтва – примирити, згладити ситуацію, не роздмухувати конфлікт»

    Про Льва Толстого і Тараса Шевченка, нову постановку і театральну критику, а також про розв’язання конфлікту між Україною та Росією
  • Мартін Хекманс про сучасну німецьку драматургію

    Мартін Хекманс — представник сучасної німецької драматургії, п’єсу якого «Коли у світ з’являється людина» було представлено в форматі читки Гете-Інститутом на листопадовому театральному фестивалі «Драбина» у Львові. Для драми Мартіна Хекманса характерний постдраматизм: відсутність сюжету й конфлікту, суб’єктивізм, потік свідомості, філософічність. Як педагог,  — а він також займається педагогікою,  — Хекманс віддає перевагу учням-драматургам, що мають хорошу освіту чи значний життєвий досвід

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?