Полтавское театральное пространство ожидает «Деконструкция»03 марта 2015

 

Текст Богданы Орлеановой

Фото Татьяны Ивановой

 

Динамично развивающийся мир с его новыми технологиями требует от человека сверхактивности, что в свою очередь порождает склонность к замкнутости, снижение уровня сочувствия к окружающим. Эти процессы находят отклик в современном театре, который стремится найти новые формы, подходы, заставляет сопереживать, выбивает человека из его «зоны комфорта» и старается вывести на диалог.

Долгое время Полтава находилась в состоянии театрального анабиоза, а выбор зрителя в большинстве случаев ограничивался двумя академическими государственными театрами. Так, в репертуарном театре города сохраняется верность традициям, но нет места эксперименту. Однако за последние несколько лет театральное пространство города расширяется, появляются новые интересные коллективы, которые постепенно заполняют  существующий театральный вакуум. В 2012 году в Полтаве была создана театральная лаборатория «ПолТеЛа». Ее руководитель – Ирина Гарец, драматург, финалист  многих драматургических конкурсов. Лаборатория занимается популяризацией современной украинской драматургии, регулярно проводит читки пьес. Показательно, что «ПолТеЛа», как и другие альтернативные театральные коллективы в городе, находится на самообеспечении, они чаще всего ограничены в возможностях, но выступления этих коллективов находят своих зрителей, и поэтому имеют право на существование, наравне с государственными театрами. Возникшие творческие коллективы нуждаются не только в финансировании, но и в информационной поддержке, в обучении. Поскольку реформирование театральной сферы  в Украине происходит очень медленно, а развитие созданных коллективов необходимо, руководитель «ПолТеЛа» Ирина Гарец,  совместно с театром De Facto (руководитель Роза Саркисян, Харьков) запускают новый образовательный проект «Деконструкция».

На протяжении года, один раз в месяц, в Полтаву будут приезжать современные драматурги, режиссеры, актеры, которые будут проводить семинары, мастер-классы, тренинги. Будущие семинары и мастер-классы направлены  на разрушение стереотипов, на переосмысление. Известные и успешные режиссеры познакомят с новыми подходами и техниками в режиссуре, поделятся прогрессивным опытом. Драматурги представят новые имена, расскажут о темах, которые поднимают современники, о новых течениях и видах драматургии. Актеры проведут мастер-классы, расскажут о работе с известными режиссерами, как в Украине, так и за рубежом.

В сотрудничестве с энтузиастами из  интернет-сообщества «Полтава Театральная», которые уже нескольких лет самоотверженно и бескорыстно знакомят Полтаву с интересными альтернативными театральными постановками, проект намерен построить новое театральное пространство, которое бы удовлетворяло культурно-духовные потребности большинства жителей  города.  

В рамках проекта уже состоялся актерский тренинг от Розы Саркисян – «Звук. Ритм. Жест». Участники имели возможность получить эксклюзивный мастер-класс: как работать в ритме, работать в пространстве, проживать пространство. Роза показала упражнения на освобождение от зажимов, взаимообмен энергией, учила вступать в диалог с партнером, со зрителем. Потому что только в диалоге  можно решить любую проблему.



Другие статьи из этого раздела
  • Зачем драматургам дети

    О театре, как методе социального анализа и борьбы и проекте «Class Act: Схід – Захід»
  • Лев Додин: вырванные мысли*

    «Если всерьез озабочен рождением спектакля, ты волей-неволей анализируешь пьесу или прозу, анализируешь материал жизни, и так или иначе пытаешься разгадать сверхзадачу автора. Но разгадать ее можешь только так, как ты сам ее понимаешь. Нет, наверное, таких режиссеров, которые сознательно берут пьесу с мыслью:» Дай-ка я ее переделаю!.. «Но вообще не самовыражаться невозможно! Можно сколько угодно объяснять Някрошюсу, что нужно ставить проще, он искренне не поймет, о чем речь»
  • Сара Кейн

    Сара Кейн ікона драматургійного аванграду, біль, злість, нерв. Британський драматург, найтрагічніша постать Англійської сцени, завершила життя самогубством 20 лютого 1999-го року. Прем’єру її першої п’єси «Підірваних» сприйняли дуже агресивно. Відкритий показ загалом розкритикували. Чарльз Спенсер, журналіст The Telegraph, обізвав п’єсу огидною, заявивши, що Кейн помилково вважає, епатаж та брутальність — всим, що драматургу потрібно.
  • Тиждень актуальної п’єси. Програма

    Другий міжнародний фестиваль сучасної драматургії. 22–30 жовтня 2011 року. Події фестивалю проходитимуть на сценах театрів-партнерів: Київського академічного Молодого театру, Центра сучасних мистецтв «ДАХ», Київського академічного театру на лівому березі Дніпра, Театру «Відкритий погляд» тощо.
  • Елена Ковальская о становлении «новой драмы» в России

    Владислав Троицкий, узнав о существовании «Любимовки», предложил рассказать на ГогольFestе, как функционирует наш фестиваль, и как ему удалось изменить ситуацию в российском театре. То, что он изменил ситуацию — это чистая правда. Двадцать лет назад, когда в театре отменился диктат идеологии, которую в основном через современную пьесу и продвигали, о современной пьесе забыли, как о страшном сне.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?