Саша Фролова: суперженщина и галактический китч26 ноября 2008

Беседовала Марыся Никитюк

Фотоматериалы предоставлены

Сашей Фроловой

Песня Loverobic

В жизни белокурая и хрупкая девушка, выходя на сцену, Саша Фролова превращается в фантастическую Суперженщину будущего. Саша ─ художница и ученица московского перформансиста Андрея Бартенева. Осенью 2006 года был создан музыкальный проект Aquaaerobika, продюсером которого он теперь является. Электро-поп, 8bit, диско-хаус, авангардные, полуабстрактные тексты смешиваются с ярким перформансом, основанным на образах покемонного постмодернизма.

Пока Aquaaerobika движется в сторону первого диска и полноценного масштабного шоу, Саша устремляет свои мысли в Японию и в Космос, подозревая, что эти понятия однородные. На открытии театрального фестиваля «TERRITORIЯ» в Москве мы застали эту удивительную девушку в компании синих Суперменов с сердечками и роботов-гитаристов.

Галактическая Саша со своей Love Army на открытии фестиваля «Территория» Галактическая Саша со своей Love Army на открытии фестиваля «Территория»

вы в первую очередь кто — певица, актриса или перформер?

Я считаю себя Художником, а проект Aquaaerobika ─ это веселый эксперимент: синтез арт-перформанса и электронной музыки. Сначала это было просто for fun ─ нарядились, песню спели, и чудесно. Но постепенно меня стали все чаще приглашать московские и заграничные клубы, фестивали и теперь это мой ведущий музыкально-изобразительный проект.

Как все началось?

В детстве я мечтала стать художником, много рисовала. А когда познакомилась с Андреем Бартеневым, меня увлекло невероятное творчество этого человека и побудило вернуться к детской мечте. Я начала делать свои изобразительные перформансы. До появления проекта Aquaaerobika я занималась всем подряд, например, в Лондоне в 2004 году стала «Вице-Альтернативная Мисс Мира». Этот конкурс организовывается раз в пять лет известным английским скульптором Эндрю Логаном. В нём принимают участие авангардные художники и перформансисты со всего мира. Мне тогда было 19 лет, я бегала в костюме неваляшки и орала в мегафон стихи… И хотя меня опередила Королева из Нигерии, все равно было очень смешно.

«Мне тогда было 19 лет, я бегала в костюме неваляшки и орала в мегафон стихи…» «Мне тогда было 19 лет, я бегала в костюме неваляшки и орала в мегафон стихи…»

Саша-Неваляшка Саша-Неваляшка

Время скульптур

Первые перформансы я делала вместе с моим другом, художником Гошей Рубчинским. Перформанс «У Ланцетника нет сердца» мы показывали в Московском зоопарке. Ланцетник — это существо, которое живёт на дне морей и у него вместо сердца — брюшная аорта. В перформансе органами ланцетника были смешные биоморфные объекты из пластика и полиэтилена ─ особенно они понравились детям, конечно.

Потом я стала делать поэтические перформансы со скульптурами. Несколько перформансов в Москве и в Лондоне я сделала вместе с английским саунд-дизайнером и коллекционером звуков Дэйвом Лоуренсом. Специально для нашего проекта он делал звуковые инсталляции с использованием звуков рассвета, заката и солнечного затмения, переводя световые лучи в звуковые. В одном из последних перформансов была скульптура из силиконовых шариков, внутрь которой я поместила терменвокс. Я читала стихи, а она гудела, реагируя на магнитное поле, будто бы отвечая мне.

Сейчас я считаю самым главным своим достижением ─ «ЛЮБОЛЕТ. Космический корабль любви». Его я сделала в этом году для выставки «Сувениры Н.Л.О. Oslokino U.F.O.», куратором которой был Андрей Бартенев. Выставка проходила в здании Московского Музея Современного искусства в рамках 1-й Московской Международной Биеннале молодого искусства.

ЛЮБОЛЕТ и роботы ЛЮБОЛЕТ и роботы

Группа Aquaaerobika

Так называется мой музыкальный проект, музыку для которого пишут мои друзья-композиторы — Kenmee, Толик Tyler, Poko и Юра Курохтин, группа The Myriads. Я ─ идеолог, солистка, а также автор текстов и визуальной концепции. Несколько песен придумано в соавторстве с Гошей Рубчинским, а в основу японской песни лёг текст Андрея Бартенева, который я перевела на японский язык.

Началось все с того, что мы с Гошей Рубчинским и Данилой Поляковым делали серию тематических «водных» вечеринок в Баре «Люба», под названием Aquaaerobika. Обязательным дресс-кодом вечеринок были купальники или пляжные плавки со шлёпанцами. Обычно вечеринки проводились как after-party модных показов наших друзей дизайнеров, на которые собиралась вся fashion-тусовка Москвы.

Песня Icecream

В галактике много мороженого, оно подпрыгивает, машет руками и шлет вселенские приветы грустным землянам В галактике много мороженого, оно подпрыгивает, машет руками и шлет вселенские приветы грустным землянам

Для одной из вечеринок мы решили написать Гимн. Стали искать композиторов, чтобы сочинить музыку, и нам посоветовали недавно появившуюся группу «Аэробика». С ребятами из «Аэробики» мы сделали ещё две песни ─ и меня стали приглашать… Потом вечеринки закончились, Aquaaerobika осталась. Какое-то время мы выступали вместе, но потом поняли что Aquaaerobika и «Аэробика» — это совсем разные самодостаточные проекты, у каждого из которых свой путь.

В Киеве есть такой центр современного искусства Пинчук-Арт-Центр и там не так давно выставлялись объекты Марико Мори…

О, она прекрасна! У нее есть такой объект — инопланетный корабль в виде капли, внутрь него можно зайти, подсоединить какие-то диоды к голове — и твои мозговые волны будут проецироваться на стены корабля. И есть инопланетяне, которые кругом стоят, взявшись за руки…

Ну да, у нее инопланетяне, у вас инопланетяне… похожие.

Я когда свой «Люболет» делала, то очень ею вдохновлялась. Из всего, что я высмотрела в мире на тему НЛО, творчество Марико Мори произвело на меня самое большое впечатление. Безусловно, я поддалась влиянию, но я не вижу в этом ничего плохого. Мне нужно быть в контексте, знать, что делали в этой сфере до меня и на основе этого делать что-то новое, свое. А поскольку я «потела» над темой НЛО целый год, и это затем плавно перетекло в мои песни — и я написала текст об НЛО и придумала надувную тарелку, в которой меня теперь выносят на выступлениях, вы ее еще назвали каваи-тарелкой.

Простите, меня мои редакторы уже даже ругают, потому что мне последнее время все видится через призму японской поп-культуры

Ну и что — это актуально. Я не знаю почему, но японская поп-культура — одно из самых волнующих мою душу явлений. Я сижу часами в Youtube — смотрю видео с аниме-фестивалей, где бродят толпы покемонов, и выплясывают полчища невероятных персонажей. А ещё в Токио есть магазины Айскрим-сити, где продают только мороженое. И, помимо обычного, там продают мороженное из осьминогов, мяса и из прочих чудностей. Япония — это параллельное измерение. Как минимум японцы произошли в большей мере от инопланетян, чем все остальные. У них есть на все свой совершенно особый взгляд, вся их страна похожа на большой объект современного искусства.

Саша предполагает, что когда-то она была Чебурашкой и жила на планете Покемонов Саша предполагает, что когда-то она была Чебурашкой и жила на планете Покемонов

Чем НЛО вас так привлекает?

Фабула моего шоу — бесконечная компьютерная игра, где главная героиня ─ силиконовая блондинка со сверхспособностями ─ путешествует по параллельным мирам будущего на своём космолёте. Летающая тарелка ─ это яркий поп-образ, вполне сочетающийся с общей визуальной стилистикой проекта.

К тому же, я верю, что внеземные человечки есть, они смотрят, наблюдают за нами. Это хорошие человечки, я не могу верить в то, что они плохие. Выставка ЛЮБОЛЕТА прошла гладко, без каких-либо технических неполадок — я думаю, что им все понравилось.

А вот вы, всей вашей латексной пестрой армией роботов и суперменов разве не посмеиваетесь над поп-культурой?

Нет, я ни над чем не смеюсь. Я просто ищу новые образы и стремлюсь создать собирательные неосимволы поп-культуры, вобрав как можно больше визуальной традиции, существовавшей до меня. Мне интересно создавать свое другое измерение, с которым я могу знакомить других людей, и создавать в нем сказки ХХI ст.

Межгалактический робот-гитарист Межгалактический робот-гитарист

Был у меня еще и такой вопрос: «вы из космоса или это только бизнес?» Но я решила его не задавать. Просто я предполагала, что в рамках мифа вы будете рассказывать, с какой вы планеты…

Андрей Бартенев все время говорит, что Фролова еще не поняла, с какой она планеты, оттого все время и плачет — а я просто девушка эмоциональная, и когда у меня случаются эксцессы, я очень бурно реагирую. Оказывается, что это я просто еще не поняла какая звезда — мой дом. Но я честно стремлюсь к этому пониманию.

Андрей Бартенев ─ знаменитый перформансист, художник и создатель самых невероятных объектов. Вам посчастливилось быть его ученицей, как вы к нему попали?

Мы познакомились, когда я заканчивала медицинский колледж, и готовилась к поступлению в медицинский университет. Это было весной. Подготовку к университету я забрасываю, маме заявляю, что ни в какой медицинский я не иду, и на выпускной ставлю свой пробный, первый перформанс а-ля Бартенев: блестки, инопланетяне и безумная музыка.

Потом я сразу пошла учиться к Андрею.

В принципе, я до сих пор считаюсь его ученицей, и еще долго так будет продолжаться. Мы вместе занимаемся Aquaaerobika — Андрей продюссирует этот проект. А когда мы создаем большие перформансы, то он и режиссирует, и добавляет свои объекты. На самом деле у него масса учеников, и он постоянно читает лекции по всему миру, выпускает книги.

Саша Фролова Саша Фролова

У Андрея ведь есть серия мастер-классов по конструированию костюмов из подручных средств…

Да, есть. Вот, например, Бартенев проводил мастер-классы для Славы Полунина, который в сентябре приезжал в Москву со своей Академией Дураков — со всего мира приезжали клоуны и художники и делились своими умениями, Андрей тоже в их числе. Все участники его мастер-классов делали части Дурака: кто руку, кто ногу, орган какой-нибудь, я, например, делала электрический мизинец. Главное, что каждый создавал свою часть объекта из всякого непотребного: коробок, баночек, пластиковых отходов, туалетной бумаги… А по завершению Дурака, из этого всего сделали перформанс.

Мы-то как создаем объекты? Присоединяешь фактурные вещи одно к другому — смотришь, что получается. Потом ты оцениваешь получившееся: может, его увеличить, может, на себя одеть, может, еще что придумать… В общем, получаются очень неожиданные абстрактные вещи, ты вдруг сам для себя понимаешь, что у тебя получилась красота.

А вы все костюмы своими руками делаете, или только проектируете, а кто-то другой их воплощает?

У каждого костюма своя история. Вот эти розовые прыгающие герои, что были со мной на Территории, когда-то были двумя огромными кроликами, которых я сама выпотрошила, вынула из них вату, а из шкурок сделала костюмчики. Картонные объекты конструирую сама. А зеленые латексные костюмы инопланетян и Люболет делала вместе с питерской компании EROLATEX, которая занимается изготовлением костюмов и изделий из латекса. Это сложная технология. Они единственные, кто такое делают, и, к счастью, мы встретились. Надувные прически, были тоже сделаны у них.

На «Территории» Фролова впервые на радость всем собравшимся прямо на сцене меняла пестрые надувные парики На «Территории» Фролова впервые на радость всем собравшимся прямо на сцене меняла пестрые надувные парики

Вызывающие костюмы и прически сказочной космической дивы производит питерская компания Eurolatex, которая изготовляет секс-изделия Вызывающие костюмы и прически сказочной космической дивы производит питерская компания Eurolatex, которая изготовляет секс-изделия

вас в Москве очень любят, я видела, как первые ряды буквально повторяли за вами все движения.

В первых рядах стоят обычно самые рьяные поклонники, которые ходят на все мои концерты, знают все песни, и отчаянно веселятся под них. На самом деле, этих людей не так много, но они приходят всегда.

У меня был чудесный концерт в «Солянке» 2 января 2008 года. Был небольшой, но полностью заполненный зал, и все молодые люди были хорошо знакомы с моим творчеством, здесь я впервые получила то особое удовольствие, которое испытываешь, выступая перед знакомой, даже родной публикой, впервые мне удалось прочувствовать мощнейший энергобмен с аудиторией. Теперь я даже считаю, что самое главное в перформансе является создание этой позитивной волны, когда ты находишь ключик и открываешь себе на встречу объятия зрителей, тогда они становятся соавторами перформанса.

Самое смешное, что на этот концерт в «Солянке» попал мой хороший знакомый фоторепортер из Рейтер. И буквально через несколько дней космические фото с концерта разлетелись по всему интернету, даже на какие-то китайские сайты попали.

Саша Фролова Саша Фролова


Другие статьи из этого раздела
  • Алексей Лисовец: «Жить без совести»

    Алексей Лисовец, один из ведущих режиссеров Театра на левом берегу Днепра поставил спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло «Куда подует ветер» о том, что происходит с людьми, которые живут без совести
  • Політичні маніпуляції театральної ляльки

    Після кожної вистави учасники Bread and Puppet Theatre випікають хліб та роздають його перехожим. Це не благодійна акція, а одна із засад філософії дешевого мистецтва, яку пропагують Bread and Puppet. Маніфест Cheap Art Philosophy набрав розмаху у 1982 році, коли став відповіддю на комерційне мистецтво, на противагу якому актори Bread and Puppet Theatre вирішили створювати свої вуличні спектаклі, які були би доступні для кожного, незалежно від соціального статусу чи заробітку
  • Максим Курочкин: «Неочевидные возможности драматургии»

    Мне повезло увлечься драматургией, когда доминировало мнение: «современной драматургии нет». Пьесы писали отборные безумцы, которые не могли без этого. А сейчас видим расцвет и огромное количество новых интересных авторов. Уже никто, даже самый неадекватный критик не сможет сказать, что современной драматургии нет. Но безумцев стало меньше, как ни странно, тоскую по ним
  • Разговоры о современном французском театре. Филипп Кальварио

    Раньше во Франции был журнал «Театр», но, похоже, он был не слишком популярным среди читателей, и его больше нет. В основном театральная критика сосредоточена во влиятельных газетах типа «Фигаро», «Монд»…
  • Антон Адасинский: человек, станцевавший сон

    Мир, в котором он живет, наполнен невыразимым и вышедшим из тела сна, зовется DEREVO, он и сам — Дерево. Его появление на свет, скорее всего, происходило так: на заднике красного заката на темный просцениум неба худым полумесяцем из полудремы вышло человеческое тело. Терзаясь тоской по невысказанным словам, оно потягивалось и подпрыгивало, ломалось и гримасничало, корчилось и кривлялось. Кулисы стремительно исчезали, и оставалось огромное пространство телесной боли, рассказанной спектаклями.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?