Таня Ша о проекте Shopping Hour, театре и альбоме Amor07 июня 2012


Интервью провела Анна Ставиченко
Фото Юлии Вебер


Трудно не знать Таню Ша, если вы знакомы с украинским музыкальным сообществом. Ведь Таня — музыкальный продюсер, композитор, аранжировщик, исполнитель, преподаватель теоретических дисциплин, музыкальный журналист, владелица собственной студии звукозаписи… Но меломаны знают и любят Таню Ша прежде всего за украино-сербский проект Shopping Hour, идеологом и клавишницей которого она является.

В конце весны Shopping Hour презентовал свой третий альбом Amor. Пластинка представляет собой уникальное собрание неожиданных и стильных версий вокальной музыки XVII-XIX веков. Таня Ша рассказала «ТЕАТРЕ» о Shopping Hour, их новом альбоме и далеко не только об этом.


Нынешний состав Shopping Hour достаточно большой — 8 участников. Как вы познакомились?
Знакомились мы все по очереди. Самое первое мое знакомство — со Светиславом — произошло 13 лет назад. Свет на тот момент играл в разных кавер-бендах, нас познакомила одна теперь уже очень известная украинская певица. Однажды мне нужно было записать что-то вроде рэпа, даже, скорее, итальянской мелодекламации. И я вспомнила о музыканте, который в своё время поразил умением говорить, например, на лондонском и оксфордском английском — словом, человеке, который «дружит», и с иностранными языками, и с музыкой. Чуть позже, в процессе работы над альбомом The Worldest Music (дебютный альбом Shopping Hour — А. С.), когда на волне увлечения Павичем и Бреговичем захотелось сделать что-нибудь сербское, конечно, я пригласила спеть Света, и так началось наша полноценная творческая дружба.

Свет-вокал Свет-вокал

Альбом The Worldest Music мы презентовали в Харькове в 2007 году. Я пригласила Алёну Львову, которая на тот момент уже была частью проекта Абы МС, присоединиться к нам. На афтерпати фестиваля «Вдох» Алёна и Свет под минус пели Melele, Ne kuni me, Die Trennung и что-то ещё, уж не помню. После релиза Виталий Бармашин, который поддерживал выход The Worldest Music и во многом выход альбома Amor, сказал, что нам пора создавать группу. Эти слова и подтолкнули нас к появлению проекта Shopping Hour. Кстати, поначалу, когда группы как таковой ещё не было, я думала, что альбом The Worldest Music будет называться Shopping Hour. Но кто-то из друзей сказал мне: «Это же название для проекта!». Я ответила: «Ок, хорошо».

Потом мы познакомились с Таней Радостевой и как Абы MC записали вместе с ней диск F5. Так в Shopping Hour появилось уже 3 вокалиста. Четвёртым стал Мирко Прегун. Свет встретился с ним в консерватории, на одном из частных уроков по вокалу у Людмилы Войнаровской. Случайностей не бывает, поэтому после слов Света «Я сегодня познакомился с вокалистом из Сербии — молодой парень, плотный тенор», Мирко был приглашён в наш коллектив.

А инструменталисты?

С Антоном «Йожиком» Лейбой (соучредитель интернет-магазина украинской музыки Умка umka.com.ua — А. С.) мы познакомились, когда он заезжал к нам в студию (студия звукозаписи Кофеин — А. С.) за дисками одного из наших проектов. Узнав, что он играет на перкуссии, решила пригласить его в проект, поскольку идея Shopping Hour находилась где-то между вокалом, перкуссией и роялем. Нашу первую программу в таком составе и с нашим первым виолончелистом Дмитрием Глущенко мы подготовили, когда делали музыку для премьеры спектакля «На свій шлях» в театре «Сузирья». Это была камерная программа на 8 композиций. Именно тогда в гостиной «Сузирья» нас услышала Каша Сальцова, вокалистка проекта Крихітка. Ей понравилось, и она предложила помогать нам с раскруткой.

Антон «Йожик» Лейба — перкуссия Антон «Йожик» Лейба — перкуссия

Последним в группе появился басист Олег Татарчук, хотя на тот момент мы уже довольно долго работали вместе в студии. Когда мы пришли к тому, что пора делать что-то более ритмически организованное, я предложила Олегу присоединиться к Shopping Hour. Он согласился. Так мы все и собрались. За время существования Shopping Hour в нашем составе поменялся только виолончелист: когда у нас появились концерты за пределами Киева, Дмитрию Глущенко это стало неудобно. Мирко познакомился в консерватории с Денисом Карачевцевым, и сразу привёл его к нам. Ну, и, конечно, нельзя не вспомнить о певице Веронике Журжу, с которой мы проработали год, пока Алёна была в декретном отпуске.

Расскажи о твоей работе для театра «Сузирья»
Я делала музыку к двум спектаклям Алексея Кужельного: «Цветаева плюс-минус Пастернак» по пьесе Евгении Чуприной и «На свій шлях» по Александру Олесю. До этого я занималась музыкой для театра ещё в студенческие годы. Время от времени Алексей Павлович так представляет меня: «Это Таня, она долго не приходит на мои репетиции, а потом приносит замечательную музыку».

Алена Львова — вокал Алена Львова — вокал

От чего ты отталкиваешься, создавая музыку для театра?

Для меня важно, чтобы я понимала эмоционально, чего хочет режиссёр, какая в спектакле история. Важно погрузиться в атмосферу, которая возникает в процессе создания спектакля. Конечно же, в первую очередь я читаю пьесу, чтобы понимать, что хотел сказать драматург, и словить его образы. Дальше общаюсь с режиссёром, чтобы узнать его видение, как он повернёт сценарий. Потом на репетициях я смотрю, как это всё выразят актёры. Мне же своей музыкой хочется склеить, наполнить, объединить все эти уровни.

Как цемент?

Или как жидкие гвозди.

Как проходила работа над этими спектаклями?

Со спектаклем «Цветаева плюс-минус Пастернак» было довольно легко, так как мы дружим с Женей Чуприной, и она многое рассказывала мне в процессе работы. «На свій шлях» был интересен тем, что по сути это 5 спектаклей в одном. Там есть драматическое действие, есть танец, есть песочная анимация в записи… Поэтому было здорово познакомиться с пятью режиссёрами, понять, чего они хотят. Кстати, идея сделать романс «Сміються, плачуть солов’ї» в индийском стилистическом антураже пришла благодаря одному из этих «спектаклей в спектакле», а именно видео Виктора Придувалова с поцелуями из индийских фильмов.

Планируешь работать с театром дальше?
Да. Тоже с Кужельным. Это будет моно-спектакль по творчеству украинского поэта Николая Винграновского, в главной роли заявлен киевский актёр Евгений Нищук. У меня уже есть подборка стихов, многое мне нравится, хотя предвижу небольшие трудности: стихи от мужского лица, а в романсах у нас больше задействованы вокалистки. Но придумаем! В спектакле интересная задумка: трое музыкантов будут присутствовать прямо на сцене, они будут частью спектакля. Для меня это очень любопытно. Пока, как обычно, ждём финансирования.



Таня Ша — клавишные Таня Ша — клавишные
Многие участники Shopping Hour имеют профессиональное музыкальное образование. В чём это облегчают, а в чём усложняет работу группы?
Я бы сказала так: у нас есть ребята с музыкальным образованием, а есть с очень музыкальным образованием. Конечно, удобно то, что когда я распечатываю ноты, у меня есть гарантия, что мы выучим песню довольно быстро. Честно говоря, я никогда не работала с совсем непрофессионалами, поэтому я не знаю, в чём разница. С другой стороны, когда у нас через 3 часа большой концерт, а у кого-то из музыкантов вдруг назначают госэкзамен в консерватории — это неудобно. Но приятно, что консерватория находится в центре города, как и большинство концертных площадок. Если серьёзно, у нас в группе трое студентов консерватории, и всегда полезно получать от них новую «живую» информацию из музыкального мира.

В песнях Shopping Hour всегда использованы нестандартные и глубокие тексты. Как они находят путь к вашей музыке?

Здесь есть два варианта. Можно взять уже существующий текст и написать на него музыку. Но таких песен у нас мало. Есть песня «Поволі» на слова Богдана-Игоря Антонича, которую мы написали для Антонич-феста, это было одним из условий участия. До этого я долго вынашивала идею григорианско-хоральной композиции, и текст Антонича очень подошёл, хотя он достаточно странный. И есть детская песенка «Миша» (Мышь) на текст Жени Чуприной — я очень давно его знала и когда мы собрались делать песню для «Детского альбома» Марии Бурмаки, я поняла, что этот текст просто идеальный для такого случая. Когда же необходимо написать текст специально для Shopping Hour, я обращаюсь или к Жене Чуприной, или — чаще — к Геннадию Сидорову. На его тексты написаны песни «Спи, кохання, спи», «Сумна пісня», «На глибині». Последние две изначально писались для проекта Абы MC, но они прекрасно вписались и в репертуар Shopping Hour.
Таня Радостева — вокал Таня Радостева — вокал

В альбомах Shopping Hour много электронного звучания, и у вас это хорошо получается. Не думаешь ещё больше сконцентрироваться на электронной музыке?
Свет как раз недавно купил себе чудо-машинку: сэмплер-лупер-эффект процессор Korg Kaoss Pad 3, и обещал порадовать нас электронными экспериментами. Ждём с нетерпением. И у нас уже есть идея четвёртого альбома: не знаю, насколько больше там будет электроники, но я очень хочу, чтобы там было больше нойза. Кроме того, я предложила каждому из своих друзей-коллег по группе спродюсировать трек для нового альбома на базе студии Кофеин. Посмотрим, возможно, ребята таким образом проявят себя и откроют для себя что-то новое.

Опиши слушателя Shopping Hour. Каким ты его видишь?
Наш слушатель — человек ищущий, открытый к новому, не ленивый. Просто потому, что наши песни не звучат из каждого радиоприёмника в маршрутке: их нужно искать, притягивать желанием чего-то нестандартного. С другой стороны, в определённый момент жизни и творчества я пришла к тому, что делать нужно для себя. Если нравится тебе — значит, найдутся люди, которым это тоже понравится. То есть, наши слушатели похожи на меня… Что касается объективной реальности, то женщин среди наших поклонников чуть больше, чем мужчин. Наша музыка светлая, местами медитативная, местами двигательная, эмоциональная, однозначно не агрессивная, не бьёт в три нижние чакры… Похоже, что женщинам такое понравится скорее, чем мужчинам, хотя и мужчинам нравится: моему папе, к примеру.
Мирко Прегун — вокал Мирко Прегун — вокал

Музыка Shopping Hour очень качественная — не только по музыкальным, но и по техническим критериям. Как много времени уходит на то, чтобы ты была довольна новой записью?
Много. Очень. Я страдаю перфекционизмом, граничащим с никрофилией. Могу композицию вылизывать годами: синхронность, вдохи, взятия, снятия, панорамы, даблы, беки… И вот мне стало казаться, что нужно стать человечнее, сиюминутнее что ли. Хочу позволить себе и нам в четвёртом альбоме больше разгильдяйства. Грязные пачки, это конечно, перебор, но чуть больше шероховатости — самое оно. По меньшей мере, мы уже записали одну песню — черногорскую народную — в церкви. Была возможность сделать только два дубля. Второй и возьмём, несмотря на некоторые недостатки…

Во многих ваших песнях ярко выражено этно-звучание. Нет желания поработать с аутентичным фольклором?
Смотря, о чём говорить. С народным материалом мы и так работаем всё время. А что касается использования народных сэмплов в народной манере, то мы в Кофеине сделали пару альбомов: «Зелене», Кофеин-версию «Тартак та Гуляйгород», да и в The Worldest Music использовано много семплов этнических… Лично мне на данный момент достаточно. Мне интереснее петь народные песни здесь и сейчас, в нашей манере, как Бог на душу положит.

В вашем репертуаре немало очень оригинальных каверов. Как отбираются песни для них?

Мы вспоминаем любимые песни, и предлагаем их друг другу, чаще всего это делает Свет. Иногда приходят идеи со стороны, как например, It’ s Wonderful предложила в наш репертуар Мария Бурмака, а Lily The Pink — Геннадий Сидоров. Конечный отбор песен для очередной кавер-версии лежит всё-таки на мне, поскольку аранжировки делаю я, и мне нужно понимать, что делать с той или иной песней. Иногда, хотя и редко, мы практически ничего не меняем. Но песня всё равно звучит по-другому. Бывает, что вокалисты отказываются петь то, что хотелось бы мне. Просто потому, что им не нравится. Однажды отказались петь Azzuro из репертуара Челентано, которую я очень люблю. Похожая проблема возникла с песней Rammstein Sonne: мы уже сделали инструментал, но с вокалом всё ещё ищем. Вероятно, слушателей ждут сюрпризы.
Олег Татарчук — бас-гитара Олег Татарчук — бас-гитара

С кем из музыкантов ты бы хотела записать песню?

Первый, кто приходит в голову — Стинг. Это моя большая любовь и большое уважение как к музыканту. Ещё я бы очень хотела написать песню для Челентано. Он присутствует вдоль всей моей жизни, мне нравится его голос, его манера. Так получилось, что даже к The Beatles я пришла через его версию Michelle.

Расскажи о вашем новом альбоме Amor. Как возникла идея сделать диск с авторскими версиями старинных арий и песен?
Изначально Amor задумывался как наш второй альбом. Он должен был дополнить дебютный диск The Worldest Music, в которой присутствовали следы многих культур, но никак не была представлена латиноамериканская и бразильская культура. Кроме того, в самом начале работы над альбомом на нашей студии одна вокалистка записывала староитальянские арии, и я решила побаловаться: сделала одну из арий в стилистике, отдалённо напоминающей drum’ n’ bass. Этот эксперимент получился довольно странным, но появилось желание попробовать сделать это как-то по-другому. В целом работа над Amor заняла 6 лет. Мы не ограничивали себя временными рамками, поэтому альбом писался в своём темпе, тогда, когда у нас действительно были идеи, время и вдохновение. В работе над Amor приняли участие много приглашённых музыкантов и дикторов, всего в записи участвовало 29 людей из разных стран мира: Перу, Иран, Италия, Молдова, Сербия, Украина. Очень много помогал Геннадий Сидоров — без него этот альбом не состоялся бы. Половина аранжировок для Amor сделана им.

Произведения каких композиторов присутствуют в альбоме? И в каких стилях вы их интерпретируете?

В Amor есть арии, песни и мадригалы Скарлатти, Монтеверди, Легренци, Джордани, Леонковалло, Пахельбеля, Перголези, Шуберта, Генделя… Кстати, с Перголези и его арией Se Tu M’ Ami связана загадочная история: в некоторых источниках указано, что на самом деле ария принадлежит не Перголези, а неизвестному композитору, который создал музыкальное сочинение в стиле Перголези. Но даже если это и так, стиль схвачен настолько талантливо и элегантно, что указывать имя Перголези рядом с этой арией вполне уместно. Что касается стилей, то здесь их нет в чистом виде. Оно всё «что-то — подобное»: bossa novo-подобное, sambo-подобное, танго-подобное, лаунже-подобное, джаз-вальсо-подобное. С таким материалом — гармонии, размеры, логика развития — сложно оставаться в чистых стилях. Да и не имеет смысла….
Денис Карачевцев — виолончель Денис Карачевцев — виолончель

Дай несколько рекомендаций к правильному прослушиванию альбома Amor.
Я думаю, что идеальное время и место для этого альбома — это приятное послевкусие после хорошей летней вечеринки. Это музыка такого ночного времени — не сонливого, но расслабленного, когда ты только что был с друзьями, и в воздухе ещё витает атмосфера радости от общения с ними, а теперь ты один. И это одиночество очень светлое. Мне кажется, весь альбом Amor об этом. О дуновении, ощущении, мгновении.


Другие статьи из этого раздела
  • Минус один в новом сезоне

    Не исключено, что в следующем театральном сезоне Киев останется еще без одного театра, по иронии судьбы, с одноименным названием. Тревожные слухи вокруг перспектив на жизнь «Муниципального театра „Киев“, обосновавшегося в здании бывшего кинотеатра „Краков“ на Русановской Набережной, вьются уже не первый год. Это здание, расположенное в достаточно престижном районе Киева, будоражит коммерческие фантазии „деловых людей“ очевидным и нереализованным потенциалом финансового „удоя“
  • «Естественный театр Оклахомы»

    «Естественный театр Оклахомы» (Nature Theater of Oklahoma), естественно, не из Оклахомы, эта театральная ансамблевая компания работает на Оф-оф-Бродвее (off-off-Broadway) в Нью-Йорке. В последние пять лет они стали популярны в Америке и Европе, постоянно гастролируя и удивляя своими самобытными постановками
  • Дмитрий Лазорко. На память

    В 42 года (фатальный художнический возраст…) ушел из жизни режиссер Дмитрий Лазорко. Просто — не проснулся, чтобы идти на очередную репетицию в Николаевский украинский театр, куда был приглашен на постановку.
  • Саша Фролова: суперженщина и галактический китч

    В жизни белокурая и хрупкая девушка, выходя на сцену, Саша Фролова превращается в фантастическую Суперженщину будущего. Саша ─ художница и ученица московского перформансиста Андрея Бартенева. Осенью 2006 года был создан музыкальный проект Aquaaerobika, продюсером которого он теперь является. Электро-поп, 8bit, диско-хаус, авангардные, полуабстрактные тексты смешиваются с ярким перформансом, основанным на образах покемонного постмодернизма

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?