Турецкий театр. Досье23 января 2012

Составлено специально для TEATRE театроведом и драматургом из Стамбула

Бильге Эммин

Государственные театры: В Турции есть национальные (государственные), муниципальные и частные театры. На общей театральной карте преобладает репертуарный театр. Главное управление Национального театра находится в Анкаре, а Национальный театр Анкары является — центр всего сегмента государственных театров. Кроме него существует еще 19 национальных театров: в Стамбуле, Измире, Бурсе, Адане, Трабзоне, Диярбакыре, Анталье, Эрзуруме, Конье, Сивасе, Ване, Газиантепе, Малатье, Эльзаге, Самсуне, Коруме, Зонгулдаке и Кахраманмараше.

Существуя за счет государственной казны, национальные театры придерживаются официального политического курса, являясь частью госполитики в области культуры. Правда, это не сказывается на их современной аудитории, которая очень разнообразна, и большую ее часть составляет молодежь, чего не скажешь о частных театрах, ценовая политика которых (билеты очень дорогие) сказывается на публике.

Муниципальные театры: Один из древнейших турецких театров — Стамбульский (есть еще Бакиркойский театр) муниципальный театр, который является еще и самым большим: насчитывает 10 сцен.

Частные театры: В Стамбуле существуют также частные коммерческие и некоммерческие театры. Именно в этом пространстве могут себя реализовать молодые режиссеры. В Театральной академии Турции не преподают режиссуру, поэтому, как правило, молодые люди очень долго работают помощниками режиссера в государственных театрах, прежде чем начать ставить самим. На частной территории шанс поставить спектакль предоставляется многим желающим.

К числу некоммерческих театров относится театр DOT, в репертуаре которого имеются постановки брутального британского направления «театра-вам-в-лицо». www.go-dot.org/

Спектакль Театра DOT «Панк-Рок» Спектакль Театра DOT «Панк-Рок»

Театр Оun Atolyesi, в котором по большей мере ставят произведения Шекспира. http://www.oyunatolyesi.com

Театр Кентера очень важный частный театр Турции, его основал Ыилдиз Кентер — один из лучших профессоров актерского мастерства. www.kentertiyatrosu.org

Театр Кеди www.tiyatrokedi.com

Театр Каре ставит более коммерческие пьесы, чтобы иметь больше зрителей.

www.tiyatrokare.com.tr

Эти и другие театры частного сектора обычно существуют на деньги конкретных спонсоров, билеты на их спектакли на порядок дороже, чем у государственных театров. Иногда финансирование приходит и с бюджета Министерства культуры, что зависит от проекта.

Направленность театра: В государственных театрах представлен классический, традиционный и современный репертуар. Но последним, по большей части, занимаются частные театры, такие как театр DOT, или, например, не государственные культурные организации по типу Гараж Стамбул. В нее входят компании из разных культурных сфер, здесь выступают множество коллективов современной музыки. www.garajistanbul.org/

Центр Galata Perform открыт для молодых режиссеров, драматургов, актеров, здесь постоянно проходят семинары по современной драматургии, которые проводят драматурги всего мира. www.galataperform.com

Драматургия: Репертуар турецких театров достаточно разнообразен. Например, в Стамбульском государственном театре есть постановки по Ирвину Шоу, Саре Рул, Ясмину Реза, Уильяму Шекспиру, Терезию Вальзеру, Робину Хаудону, Уильяму Уортону. Также в репертуаре есть имена турецких авторов: Цэзми Ерсодз (Cezmi Ersoz), Тунцер Куценоглу (Tuncer Cucenoglu). А в муниципальном театре Стамбула в репертуаре есть Уильям Шекспир, Эврипид, Хизер Раффо, Гарольд Пинтер, Жан-Поль Сартр, Жан Жене, Клаус Манн и т.д. Из турецких авторов: Озен Юла, Тунцер Куценоглу.

Современная же драматургия в Турции только развивается. Известны такие драматурги как Озен Юла и Муратхан Мунган.

Карагез: Традиционный турецкий театр теней Карагез до сих пор интересен публике. Его элементы часто используются в детских постановках для создания атмосферы. Государственные театры обязательно имеют постановки Карагез, а Стамбульский городской театр раз в год делает новый спектакль в этой технике.


Другие статьи из этого раздела
  • Карагьозджу Дженгіз Озек: «У культурному плані Туреччина — країна мозаїчна»

    Влітку, коли у багатьох країнах завмирає театральне життя, у Туреччині продовжують влаштовувати вистави традиційного народного театру «Карагьоз». Ця форма тіньового театру поширилася на теренах Османської імперії орієнтовно з XV століття, спочатку як розвага для Султана, а згодом як улюблена забава мешканців стамбульських кварталів. Цього року священний для мусульман місяць Рамазан тривав з 1 до 28 серпня. У цей період, лише після заходу сонця, коли за релігійними канонами дозволяється випити води та перекусити, правовірні мали можливість долучитися і до розваг. Відтак на багатьох майданчиках Стамбула та курортних містечок Туреччини майстри тіньового театру «Карагьоз» дивували новими пригодами чорноокого відчайдухи Карагьоза та його друга Гаджівата як місцеве населення, так і численних туристів. Упродовж століть ці традиційні маски, простака та грамотія, неодноразово трансформувалися, але ніколи не втрачали свого національного колориту та ментальних рис
  • Львівський театр ім. Леся Курбаса. Володимир Кучинський: пряма мова

    Театр Курбаса з’явився в карнавальний час, у постмодерні 80-ті, з притаманною їм енергією руйнації. Це було напередодні кінця радянської епохи, коли країна розвалювалася, а ті хто її розвалювали були наділені шаленою енергією руйнацією. З цієї енергії наші вистави були неймовірно азартними, вибудованими на імпровізації, на шаленому драйві. Ми були молодими максималістами.Радянське керівництво спробувало нам завадити відкритися, але оскільки нічого антирадянського ми не робили, то по суті влада лише створила нам неабияку рекламу
  • Говорили-балакали…

    Переможці премії Київська пектораль сезону 2013 року
  • Ольга Лукьяненко: «Я — режиссер своей роли!»

    Понимание того, что я — актриса, пришло ко мне только на первом курсе университета. Именно тогда я поняла, что хочу посвятить актерской профессии свою жизнь. А в детстве я просто переиграла всех девчонок из фильма «А зори здесь тихие

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?