Уличные порядки28 сентября 2009


Бесседовала Марыся Никитюк

Президент фестиваля «Золотой Лев» Ярослав Федоришин — об уличных театрах, театральной ситуации в Украине и предстоящем фестивале


Со 2 по 4 октября исторический центр Львова традиционно погрузится в атмосферу сказки: в эти дни в городе будет проходить восьмой ежегодный Международный фестиваль уличных театров, организованный режиссером Ярославом Федоришиным на базе его театра «Воскресіння». Уличные коллективы из Италии, Франции, Польши и Украины устроят представления в изысканных декорациях старинной архитектуры на площади Рынок, площади перед Оперным театром и на примыкающих к ним улицах.


Ярослав Федоришин — один из самых активных и востребованных за границей постановщиков Украины. Театральному делу он учился в Харьковском театральном институте им. И. Котляревского у Всеволода Цветкова, а также в Московском институте театрального искусства у легендарного режиссера Анатолия Эфроса. В 1990-м году он создал Львовский духовный театр «Воскресіння», через два года — организовал во Львове международный театральный фестиваль «Золотой Лев», который за годы его существования посетило с гастролями более 300 театров из 60 стран мира. «Золотой Лев» проходит как фестиваль уличных театров и как фестиваль театров в традиционных закрытых помещениях.
Ярослав Федорошин и «Воскресіння» участвовали и во многих международных фестивалях: эдинбургском «Фриндж», Международном фестивале экспериментальных театров в Каире, польском «ФЭТ», белорусском «Бела Вежа» и др. В следующем году к 150-летию Чехова театр Федоришина присоединится к московским театральным программам, посвященным великому юбилею.


Ярослав Федоришин Ярослав Федоришин

Есть «Золотой Лев» театральный, и есть «Золотой Лев» уличный. Расскажите о каждом из них.

Уличному фесту — 9 лет, впервые мы провели его по инициативе Львовской мэрии в 2001 году. А «Золотой Лев» как международный театральный фестиваль в формате биеннале будет проходить в следующем году вот уже 20-й раз. «Золотой Лев на улице» предложил организовать бывший мэр города Львова Василий Куйбида, а нынешний мэр, Андрей Садовой, с еще большим энтузиазмом поддерживает это начинание. За время существования фестиваля в Европе возрос интерес к уличным театрам, и это подхватили во Львове. Мы решили проводить фестиваль ежегодно. Теперь во время проведения международного театрального фестиваля, первые три-четыре дня октября центральные улицы города превращаются в сказку, которая вливается в общее русло большой театральной программы.
Но если на фестиваль театров в помещении мы привозим много и украинских коллективов, то на уличный фест практически все труппы приглашаем из-за границы, потому что в Украине профессиональных уличных театров пока почти нет. В этом году, например, приедут ребята из Евпатории — театр на ходулях «Гольфрам», но это скорее аматорский, чем профессиональный театр, и делают они исключительно шоу-программы. А уличные спектакли такого уровня, как ставит театр «Воскресіння», сейчас в Украине не делает никто. Был когда-то в Киеве хороший уличный Экспериментальный театр, но его, к сожалению, расформировали.

А почему сложилась такая ситуация? Неужели на уличные представления нет спроса?

Есть и, как мне кажется, большой. Но для того, чтобы такое явление качественно работало, должен сложиться коллектив профессионалов, должно быть постоянное финансирование, потому что уличный театр нуждается даже в бульших деньгах, нежели стационарный репертуарный театр. Мой театр «Воскресіння» — экспериментальный, но мы очень много спектаклей играем на своей площадке, и только с 97-го года начали ставить уличные представления. Это дорого и тяжело.
На уличный театр во Франции, Голландии, Польше работают целые фабрики по изготовлению декораций — нужны колоссальные мощности для создания бутафорских красот на улице. К примеру, наш уличный «Вишневый сад» по Чехову или последняя премьера «Встретить Просперо» по Шекспиру требуют огромных денег и искусных инженерных цехов, чтобы сконструировать сложные декорации, да еще и так, чтобы их можно было перевозить. А ко всему прочему, уличный театр работает бесплатно, поэтому его должен кто-то финансировать, не ожидая никакой прибыли от этого. Разве в Украине много таких людей?
Еще, правда, можно делать уличные проекты на разнообразные гранты или по заказу больших международных фестивалей. Мы иногда тратим заработанные театром деньги на очередную уличную постановку. Надеемся, что в следующем году Львовская администрация исполнит давно данное обещание и все-таки откроет Государственный уличный театр. Все уже почти готово, но как только дело доходит до финансирования и живых денег, дело стопорится.

Ярослав Федоришин Ярослав Федоришин

Ваши самые нашумевшие спектакли «Вишневый сад» и «Встретить Просперо» создавались в Украине или за границей?
«Вишневый сад» был заказан несколькими международными фестивалями, от которых мы и получили финансирование, поэтому премьеру не могли сыграть дома, должны были сначала отыграть в Гданьске, Кракове и Вроцлаве. Это один из способов создать качественную уличную постановку: международный фестиваль заказывает конкретному театру какой-либо проект и дает на это деньги. Проект готовят в среднем год и показывают как изюминку фестиваля. Так же было и с «Вишневым садом», только заказчиками выступили сразу несколько театров. А на «Встретить Просперо» выделила средства Львовская областная администрация.

В чем особенность уличных постановок?

Все происходит на воздухе: совсем другой масштаб, другая энергетика, другой расчет. Здесь работает огонь, вода — все элементы стихий, такие средства, которые не могут работать на сцене.
Из-за того, что постановочные территории огромные — улица, площади — для декораций могут быть использованы только большие конструкции. Еще одно отличие: в постановках задействованы не драматические актеры, а ходулисты, акробаты, клоуны и прочие. В уличных постановках нет текста, режиссер должен все отобразить исключительно визуальным рядом, а актеры, работающие на улице, должны быть подготовлены физически — это опасная работа.

Кого бы вы выделили из программы предстоящего фестиваля, кто будет хедлайнерами праздника на улице в этом году?


Тяжело выделить кого-то. Финансовый кризис задел и театральное дело, в том числе, конечно, наш фестиваль. Но я выбирал лучшие коллективы, хотя и с небольшими постановками, более развлекательными и интерактивными, поэтому упор будет делаться на клоунские спектакли с элементами фокусов, то есть на шоу-программы.
Самым масштабным проектом будет спектакль известного итальянского театра «Оплас», они приедут с постановкой «Кармен». Представляете, они будут танцевать «Кармен» на ходулях — это невероятный спектакль, очень масштабный. Они выступят на открытии.
Французы из Леона — Romain-Michel Street Chaud — делают упор на клоунаду и интерактив, но это не пантомима. Вообще-то пантомимные спектакли в этом году я не привожу, это отдельный жанр и все-таки пантомима выглядит эффектней на закрытой сцене.
Французы и краковский театр «Вагабундо» особо хороши. Методы их работы строятся на вовлечении зрителей в действие, это такие контактные спектакли. На «Золотой Лев» мы уже привозили театры, которые работали со зрителем. Львовяне были в восторге. Поэтому, я думаю, будет успех.

А ваш «Просперо»?

Это очень большой проект, который будет закрывать фестиваль. Сюда включены четыре пьесы Шекспира: «Буря», «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь» и «Гамлет». Этот спектакль мы уже представляли на четырех международных фестивалях, он пользовался успехом как у зрителей, так и у критиков.

У вас в программе есть также мультимедийный проект из Польши Кшиштофа Миклашевського «Я — Кантор» …


В свое время я был знаком с гениальным человеком — польским режиссером Тадэушем Кантором. Хотя он никогда не работал на улице, его искусство было сродни уличным постановкам: у него в спектаклях всегда было мало слов и почти уличный масштаб. Мне кажется, сегодня Кантор был бы очень популярным мастером и великолепно выступал бы в жанре уличного театра. Поэтому мы и решили сделать на этом фестивале с актером Миклашевским, который проработал с ним всю жизнь, проект на эту тему. Он подготовил фильм, актерские тренинги. Помимо Миклашевского, приедет еще группа театральных деятелей из Польши, которая будет вести этот образовательно-эстетический проект. Это должно быть очень интересно.

Что вы можете сказать об общей театральной ситуации во Львове? Ведь во всей Украине театр сейчас в удручающем состоянии…


вы сами же и отвечаете на свой вопрос. Понимаете, я не хотел бы говорить что-то плохое о театре львовском и украинском вообще, потому что так сложились обстоятельства, что наш театр поставлен в просто зверские условия. Я не понимаю пока, что происходит, но в Украине новые театральные формы да и вообще хорошие постановки буксируют. Мне кажется, такое сейчас время — безыдейное. Сама по себе Украина очень талантливая страна, здесь всегда были прекрасные актеры, а вот режиссура хромает, и чем дальше, тем будет только хуже. Режиссера воспитать очень сложно, нужно ведь не просто ему дать какой-то ремесленнический аппарат в руки, а, как говорил Анатолий Эфрос, нужно сформировать его вкус, его способ мышления, а это мало кто умеет.

Чтобы была возможность так воспитывать, должна измениться сама система театра в Украине. Театр — это не нечто устоявшееся, он всегда должен быть новым. Это должны понять режиссеры, которых и так очень мало. Понимаете ли, демократия породила, к сожалению, множество аматорских коллективов и плохих режиссеров, чья работа далека от театрального искусства. Поэтому так и происходит.

вы учились у Кшиштофа Занусси, у Анатолия Эфроса. Поколение Владимира Кучинского училось у московского режиссера Анатолия Васильева. Словом, почти все действующие режиссеры — это люди зрелого возраста, принявшие режиссерское мастерство извне…

Так вышло, что мое поколение активно, а за нами — никого. Мне кажется, эту проблему надо выносить на семинары, круглые столы и т.д. Но театральные люди несколько разомкнуты и недружелюбны. Мы редко видимся, редко общаемся. Это беда, конечно. Энергия света рождается среди людей, она должна откуда-то браться и кому-то передаваться, в ином случае происходит застой.

2 — 4 октября
«Золотой Лев на улице»
Фестиваль уличных театров во Львове,
площадь Рынок, площадь перед Оперным театром
Представления даются бесплатно

Интервью впервые опубликовано в журнале Топ-10


Другие статьи из этого раздела
  • Танец Буто: твоя важность отменяется, или другая дорога на гору Фудзи

    Концептуально задачу Буто можно описать так — убрать свое «Я» из центра мира. Человек ведь воспринимает себя как центр миропорядка. В эпоху Возрождения была сформулирована идея о том, что человек — самоценен, а его жизнь — уникальна, и это легло в основу гуманизма. В Буто — все наоборот — человеческая жизнь не является ценностью, твоя важность отменяется. И все тренинги служат тому, чтобы ты принял это не умозрительно.
  • Влад Троицкий о Лаборатории современной драмы

    Декабрьская Лаборатория — это только начало, первая встреча, на которой режиссеры, актеры и драматурги попробуют друг друга почувствовать, понять, а наши московские коллеги поделятся с нами своим опытом. Сейчас самое главное организовать тенденцию, движение современной украинской драматургии, когда ты на чем-то серьезно настаиваешь, то это начинает звучать убедительно, к тебе в какой-то момент уже нельзя не прислушаться.
  • Алексей Лисовец: «Жить без совести»

    Алексей Лисовец, один из ведущих режиссеров Театра на левом берегу Днепра поставил спектакль по пьесе Луиджи Пиранделло «Куда подует ветер» о том, что происходит с людьми, которые живут без совести
  • Сара Кейн

    Сара Кейн ікона драматургійного аванграду, біль, злість, нерв. Британський драматург, найтрагічніша постать Англійської сцени, завершила життя самогубством 20 лютого 1999-го року. Прем’єру її першої п’єси «Підірваних» сприйняли дуже агресивно. Відкритий показ загалом розкритикували. Чарльз Спенсер, журналіст The Telegraph, обізвав п’єсу огидною, заявивши, що Кейн помилково вважає, епатаж та брутальність — всим, що драматургу потрібно.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?