Итальянский port-royal в Украине27 марта 2012

Интервью подготовила Анна Ставиченко

Фотографии предоставлены port-royal

30 марта концертом в киевской Малой опере стартует европейский тур итальянского музыкального проекта port-royal. Группа посетит Украину не впервые, однако на этот раз электронное трио значительно расширит свою географию и выступит в 8 украинских городах. Украинская часть тура организована Naturaleast при поддержке Итальянского культурного центра и компании INBLU.

Port-royal был создан в 2000 году в Генуе — городе, который для всех музыкантов мира в первую очередь ассоциируется с именем великого Паганини, игравшего на скрипке — инструменте, наиболее близком тембру человеческого голоса. Port royal же создаёт музыку электронную. После триумфального релиза альбома Afraid To Dance в 2007 году port-royal занял свою позицию в ряду таких легенд пост-рока, как шотландцы Mogwai и исландцы Sigor Ros и электронных новаторов вроде немца Ulrich Schnauss (с ним port-royal более всего связывает shoegaze-звучание). Однако творчество port-royal хорошо иллюстрирует главную тенденцию современной музыки, когда стиль музыкального явления невозможно обозначить при помощи даже трёх стандартных определений.

Участник port-royal Аттилио Брузоне (Attilio Bruzzone) рассказал Teatre об особенностях электронной эстетики, а также о философских и исторических аллюзиях в творчестве группы.

Аттилио, какое оборудование и музыкальные инструменты вы используете при создании своей музыки?

Програмное обеспечение: ACID Pro, Cubase, Logic и Ableton live. Оборудование: синтезатор Roland JP8000, синтезатор Clavia Nordlead 2, Novation X-Station синтезатор/midi controller і синтезатор YamahaDX-7; гитара Fender Stratocaster, Fender Twin Reverb Silvertwin Amp и Boss DD-5 digital delay pedal.

Музыкальное оборудование и софт с каждым годом становятся все проще в использовании и доступней людям без музыкального образования. Не кажется ли вам, что это способствует появлению огромного количества новых музыкантов, но при этом не способствует появлению новых музыкальных форм?

Я считаю абсолютно иначе! С одной стороны, появляются новые музыканты, которые часто не так уж хороши, но с другой — это может привести к возникновению новых форм музыки.

Возможно, именно сейчас музыкальное образование вновь обретает важное значение?
Я так не думаю. Образование может быть еще большим злом, чем решением проблемы. «Естественный отбор» будет обучающей системой в этой области…

вы родились в стране, которая дала миру множество гениальных композиторов. Есть ли у вас творческие ориентиры в академической музыке?

Конечно, я слушал и слушаю классическую музыку, которая мне очень нравится, но, я думаю, что она слишком далека от нашего современного мира — тогдашнее общество и наше существенно отличаются друг от друга. Впрочем, я считаю, что классическая музыка выживает только, когда мы осознаем её отсутствие в нашем мире. Это судьба искусства: living though its missing.

В вашей музыке перемешано много различных стилей: пост-рок, idm, синти-поп, эмбиент. Каким вы видите своё дальнейшее развитие, какие ещё стили будут вплетаться в уникальный стиль port-royal?

Стиль, особенно в наше время, это больше не «стиль» в чистом виде, а просто путь комбинирования и смешивания разных стилей. И это то, что я делал с начала в port-royal. Я не люблю никаких устоявшихся «стилей», я создаю новые. В будущем, я думаю, мы будем по-прежнему идти по этому пути, но возможно будем еще более минималистичными и непонятными. Кто знает… в любом случае это всегда претенциозно и абсурдно делать четкие планы на будущее…

У port-royal много композиций, связанных с Восточной Европой — кажется, из них при желании уже можно было бы составить отдельный «восточный» альбом. Spetsnaz/Paul Leni,Jeka, Leitmotiv/Glasnost, Putin vs Valery, Anya: Sehnsucht, Severnaya, Nights in Kiev, Anna Ustinova…Что вас вдохновляет в славянской культуре?
Да, совершенно верно: мы могли бы сделать специальный альбом, посвященный Восточной Европе, я на самом деле тоже думал насчет этого…Многое в славянской культуре вдохновляет меня. Но есть одна важная вещь: то, как вы чувствуете, так называемая славянская душа, это чистое ощущение не подлежит никаким формам осмысления. Я ощущаю «это» как во время своих поездок по Восточной Европе, так и из опыта столкновения со славянским искусством и литературой. Возможно, нам не хватает этого элемента в Западной Европе.

Ваша музыка имеет очень сильную энергетику. Наверняка это требует от музыканта высокого эмоционального напряжения. Бывают ли у вас творческие кризисы? Как вы с ними справляетесь?
Каждый день у меня и у наших музыкантов бывает маленький жизненный кризис, иногда большой. Но вот насчет творческого кризиса, у меня такого, слава Богу, не было. Зато есть процесс бесконечного поиска и обновления. После любой длительной и утомительной работы мне очень нравится результат. В то же время я осознаю, что каждая часть искусства никогда не может быть закончена, эта постоянная работа продолжается даже тогда, когда она формально завершена. К счастью, на этом этапе творчество выходит на новый уровень: работа переходит от художника к аудитории. И тогда уже их черед быть художниками, имея то, что им было представлено как дар.

Ваши альбомы издаются на маленьких независимых лейблах, насколько реально существовать исключительно за счет музыки и стремитесь ли вы подписать контракт с крупным лейблом?

Все в нашей жизни имеет свои преимущества и недостатки, «две стороны медали». Я очень доволен американским лейблом n5MD, который, в сущности, является нашим домом уже очень долгое время. Но в то же время, я думаю, что мы бы подписали контракт с более крупным лейблом, если бы они нам хорошо заплатили и дали полную свободу действий. Для меня искусство всегда было страстью, но не работой (хотя я и зарабатываю этим), мне важно делать музыку, которую я хочу, в которую верю.

Поклонники port-royal наслышаны о вашем увлечении философией, но вы редко называете конкретные имена философов…
Философия, точно так же как и музыка, является моей страстью, они очень связаны и пересекаются между собой. Вот некоторые из философов, вдохновляющих меня: Г. В. Ф. Гегель, С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Дж. Леопарди, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Ницше, Г. Зиммель, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, В. Бэнджамин, Г. Андерс (этому философу я посвятил песню), Э. Чоран.

Какая философская концепция лежит в основе вашей музыки?
Диалектика. Контрадикция. Быть солидарными с чем-то в момент дальнейшего падения. Помнить о наличии только при отсутствии. Постоянная борьба между жизнью и формой.

Собираетесь ли вы воплотить в жизнь свою мечту о должности преподавателя философии в университете?

Кто знает? На прошлой неделе я читал лекции в университете и это был потрясающий опыт, так как все студенты любят мои лекции, и я чувствовал, что делаю это хорошо, потому что я смог дать им почувствовать мою страсть к работе. Это не просто, но я и не стремлюсь к простоте… В данный момент я также получаю степень профессора истории и философии и очень люблю эту работу.


Расписание тура port-royal:

30 марта 20:00 — Киев, Малая опера (ул. Дегтярёвская, 5, м. Лукьяновская), 20:00. Билеты продаются в магазине «Правда, б» (ул. Пушкинская, 31б) и магазине «Штуки» (ул. Б. Хмельницкого, 26, 2-й этаж). Стоимость билетов — 80–120 грн.

31 марта 21:00 — Харьков, Независимый культурный центр «Инди» (ул. Чернишевская, 4/6),

1 апреля 19:00— Луганск, клуб «Холодильник» (ул. Тельмана, 1),

3 апреля 19:00 — Донецк, кинотеатр «КиноКульт» (просп. Ватутина, 35),

4 апреля 19:00 — Днепропетровск, арт-центр «Квартира» (Красная площадь, 3–1),

5 апреля 18:30 — Кривой Рог, ККЦ «Шелтер+» (ул. Армавирская, 28),

7 апреля 20:00 — Одесса, клуб «Республика» (Шампанский переулок, 2б),

8 апреля— Кишинёв (Молдова), Art-Labyrinth

10 апреля 20:00 — Львов, театр Курбаса (ул. Курбаса, 3),

11 апреля— Краков

12 апреля— Вроцлав

13 апреля— Познань

14 апреля— Берлин


Другие статьи из этого раздела
  • Николай Халезин: в Украине есть темы, которые вышибаются из общественной дискуссии

    Руководители Белорусского «Свободного театра» Наталья Коляда и Николай Халезин на театральном шоукейсе в Киеве
  • Голос суфлера

    До появи професії режисера та репертуарного театру, вистави могли ставити днів за десять, актори легко вдавалися до таких авантюр, покладаючись на приховану в спеціальній будці на сцені людину, яка у будь-який момент могла підказати текст чи дію. Зрештою, в усьому театрі була лише одна особа, яка знала всі тексти «на зубок» і не мала права на помилку,  — це суфлер
  • Буто. Истоки «танца тьмы»

    Танец Буто родился в Японии на руинах Второй мировой войны, в пыли ядерного взрыва, и на пересечении работы двух разных, но одинаково ярких личностей — Хиджикаты Татцуми и Кацу Оно. — Демона и Святого, по словам известного исследователя буто Марка Холборна
  • Антон Адасинский: человек, станцевавший сон

    Мир, в котором он живет, наполнен невыразимым и вышедшим из тела сна, зовется DEREVO, он и сам — Дерево. Его появление на свет, скорее всего, происходило так: на заднике красного заката на темный просцениум неба худым полумесяцем из полудремы вышло человеческое тело. Терзаясь тоской по невысказанным словам, оно потягивалось и подпрыгивало, ломалось и гримасничало, корчилось и кривлялось. Кулисы стремительно исчезали, и оставалось огромное пространство телесной боли, рассказанной спектаклями.
  • Явор Гырдев: «Театр — маргинальное, а не массовое искусство, это надо помнить»

    У нас в Болгарии репертуарный театр, но денег нет. Нет такой ситуации, как в Москве, когда театр настолько востребован. А в начале 90-х у нас пытались сменить театральную систему репертуарных театров поддерживаемых государством, поскольку казалось, что вся проблема в этой старинной и прогнившей системе. Мы вводили рыночный механизм, чтобы актеры работали на гонорарах — кто лучше работает, тот получает больше. Было сложно, и экономически это не получилось, потому что у нас нет того рынка, который мог бы вынести такую систему театра, театр ведь очень маргинальная история, и театралов мало.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?