|
Жизнь после сцены04 февраля 2013Екатерина Петрова Окрыленными, блистательными, прекрасными в обрамлении цветов и свете театральных рамп их привык видеть зритель. Множество раз уходя за кулисы под крики «браво», они дослушивали стихающие аплодисменты с уверенностью, что непременно взойдут на подмостки вновь. Однако для каждого из артистов наступает то необратимое «завтра», в котором нет больше сцены. И тогда театр остается частью их прожитой жизни, центром судьбы, основой памяти — именно к ней мы сегодня обратились, придя в «Дом ветеранов сцены» им. Н.Ужвий.
Небольшое двухэтажное здание уютно расположилось в глубине просторного двора. От массивных кованых ворот ко входу ведет широкая аллея. Сегодня, в этот зимний день, головокружительно высокие сосны отяжелели от снега, а сама аллея превратилась в узкую, едва протоптанную тропку. Еще рано, и далеко не все жильцы «Дома» проснулись, но на старом стуле сидит старик с острыми, птичьими чертами лица. Сложив руки на палочке, он, словно сфинкс, задумчиво смотрит вдаль, не замечая незваных гостей. Это — Владимир Кудрявцев — — Он любит сидеть у входа, — улыбается санитарка Леся, — вот завтра приедут его снимать, а он бриться не хочет. Все сидит… Покатая лестница, укрытая мягким протертым ковриком, смиренно поглощающим гул шагов и влагу сапог, ведет на второй этаж. У Елены Ещенко
— Театр для меня открыли родители. По выходным они водили меня в оперный. Я помню, как, возвращаясь домой, напевала, услышанные арии. В два с половиной года я танцевала в детском ансамбле, а, когда мне исполнилось пять лет, родители отвели меня в музыкальную школу им. П.Столярского. Дедушка Столярский, послушав меня, заключил, что быть мне скрипачкой. Но его предсказанию не судилось свершиться — началась война. По иронии судьбы 22 июня был чудесный день, был стол накрыт в нашем саду. Мы праздновали мой шестой день рождения. На столе стояли красные и желтые черешни. В тот год мне подарили фарфоровую куклу, шкатулку и маленький детский чемоданчик. А еще у меня был воздушный шар, с которым я не расставалась весь день. Вдруг по улице побежала женщина с криком: «Война, люди, война началась!». Все родители стали собирать детей и убегать по домам. А я стояла со своим воздушным шаром в руках и ревела. На третий день отца забрали на фронт. Перед отъездом, подозвав меня и взяв на руки, он сказал: «Линочка, мы не скоро увидимся». А я вырвалась из его рук со словами: «Папа, отпусти! Меня Алик ждет» и убежала играть с соседским мальчишкой. Тогда я еще не знала, что вижу его в последний раз… Когда мне исполнилось восемнадцать, я не сомневалась, куда поступать. Мы с мамой приехали в Киев, сняли комнату у дворничихи, которая выделила нам кровать с матрасом из соломы. Готовилась я на маленькой кухне, сидя в кожухе и подобрав под себя ноги, потому что вокруг бегали огромные крысы. Впрочем, поступить мне было легко. Нужно было показать этюд с предметом. Ну, как можно не понять, что такое этюд?! Это легко! — Елена Борисовна совершенно естественно замечает рядом несуществующую кошку, заговаривает с ней, берет на руки, гладит. И продолжает дальше свой монолог. Я получила задание: сыграть девушку, которая получила телеграмму с вестью о том, что ее мама тяжело больна. Мне представилось, что я — уже студентка, живу на квартире. Вот я стираю, намыливаю, отжимаю белье, слышу стук, подхожу к воображаемой двери, вытираю мокрые руки о передник, беру телеграмму, читаю. В этот момент у меня много разных мыслей, но главная о том, что мама больна — надо ехать, а денег у меня нет. Я плачу, бегу к соседке, одалживаю деньги… Мой этюд был лучшим. Гнат Юра — глава жюри — поставил мне «отлично». На экзаменах я шла, как по мягкому ковру. Танцевала прекрасно, голос имела хороший. Занималась я в классе Александра Фомина. Но период этот был несладким. Стипендия была маленькая — 160 рублей: я голодала. Покупая буханку хлеба и банку сгущенки, на этом я жила неделю. Если бы не мой друг Юра Смолянский, который организовал танцевальную бригаду, с которой я зарабатывала на жизнь, мне бы пришлось покинуть учебу. Окончив институт, я уехала работать в Измаил, где в театре русской драмы играла Вальку в «Иркутской истории», Разведчицу в «Раскинулось море широко» и Акулину во «Власти тьмы». Последняя была моей любимой. Когда я шла с «нелюбом» под венец, мое платье было мокрым от слез. Все свои роли я проживала. Но в Измаильском театре я сыграла всего в трех спектаклях, а потом меня пригласили на Одесскую киностудию. Там я снялась в фильме «Биндюжник и Король» в роли дамы с бриллиантами. Играла также в фильмах: « Впрочем, прежде всего, я была матерью. Полагаю, что, не познав материнства, я бы не познала жизни. Когда родилась моя дочь, я старалась уделить ей как можно больше внимания. А сейчас у меня двое чудных внуков. Старший — экономист, младший, вероятно, пойдет по моим стопам — занимается в студии Анатолия Неёлова. В этот «Дом» я попала после того, как меня обманули с квартирой: я ее практически даром отдала аферистам. Здесь неплохо, если бы только люди ценили это, жили дружно, помогая друг другу… Иногда я с тяжелой душой отсюда ухожу. Когда у меня были силы, я плавала в озере по 700–800 метров, в Пуще — чудные озера. Я люблю спорт, люблю жизнь во всех ее проявлениях. Только плохого в ней не должно быть слишком много… У Людмилы Белинской
— Значит о себе рассказать. Попробуем.… Думала ли я, что буду актрисой? Мне кажется, что я родилась с этим знанием. К искусству меня приобщали родители. Мама играла в любительском театральном кружке при заводе, в виннице. Когда мы переехали в Киев, она получила шанс стать настоящей актрисой — ее брали в ТЮЗ. Но отец у нас был строгим, работал бухгалтером на заводе Арсенал. Когда мама сказала, что ее берут в театр, он целый час молчал. А потом сказал: «Аня, а ты о детях подумала?». Нас было трое, младшая сестра еще даже не ходила. Отказавшись от театра ради семьи, мама воплотила свою мечту позже — во мне и в сестре, которая тоже стала актрисой. Мои родители… Посмотрите. — В серванте за стеклом со старой довоенной карточки на свою немолодую дочь смотрят ее молодые родители: мужчина со смоляными усами и женщина с очаровательным лицом. В Киевский театральный институт я поступила сразу после войны. Приходя утром на пары в институт, мы переодевались и шли грузить кирпичи: помогали отстраивать Крещатик. А потом возвращались заниматься. Своим Учителем я считаю народную артистку Украины Любовь Гакебуш, которая преподавала нам актерское мастерство. Я выполнила её завещание: полюбила его, вросла в него, стала его кровью. Но с одной оговоркой, я полюбила Детский Театр. Будучи воспитанницей Дворца пионеров, я приходила в ТЮЗ — помогать. Там была сказочная атмосфера! Уже тогда я решила, что буду играть только для детей. Получив распределение в винницу, я не поехала, сказав себе: если не в ТЮЗе, значит, — нигде. Первым режиссером, у которого я играла, был Александр Саламарский. Он не хотел, чтобы мы заучивали слова и болтали со сцены, он любил, чтобы мы приносили идеи, чтобы обосновывали свою игру, превращая ее в жизнь. Профессия актера требует большого внимания к жизни. Моей первой ролью в ТЮЗе была Алёнушка из «Аленького цветочка». Это спектакль длиной в мою жизнь: будучи совсем юной, я играла младшую дочь, потом — старшую, а со временем стала играть няню. С ним связано много воспоминаний. В одной сцене чудище угощает Алёнушку: с потолка мне спускали вазу, на которой были настоящие фрукты и конфеты. Артист Володя Коршун очень любил надо мной подшучивать. Вместо настоящего яблока он все время подбрасывал мне в корзину бутафорское. Я брала его, делая вид, что кусаю, жую, глотаю. А Володя радовался и гримасничал В течение шести лет пока перестраивался театр, мы жили в автобусе, и были передвижным детским театром, который объездил всю Украину. Где нас только не носило, заезжали даже в самые маленькие сёла. Бывало, в сельском клубе нас уже ждут зрители, а мы застряли в болоте и толкаем машину. Приведем себя в порядок, начинаем спектакль поздно — в 23:00, а, «Бесталанная» идет четыре акта, значит, заканчивается около трех часов ночи. Зрители сидят с маленькими детьми на руках, которые давно уснули. В спектакле «Иван да Марья» злой колдун забирает Ивана, а Марьюшке дарит зачарованное зеркало. И вот она, — то есть я, — смотрюсь в это зеркало, приговаривая: «Ой, яка я гарна! Боже, яка я гарна!». Дети кричат: «Брось, брось его». А я танцую и делаю вид, что не слышу их. Но доходит до того, что дети не дают мне говорить текст, крича: «Брось зеркало! Брось, Брось! Колдун украл Ивана!» Тогда я бросаю зеркало и иду искать жениха в лес, все время, разговаривая с залом. «Где же Иван?». А они мне хором: «За дубом! За дубом!» Где? где? И тут один мальчик выбегает на сцену и говорит: «Ты что глухая? Он за дубом, тебе говорят». И тащит меня за руку в глубину сцены — «Вот Иван!» Я освобождаю Ивана от цепей, и мы идем по лесу на авансцену, занавес закрывается. Дети кричат и аплодируют. Это и есть настоящая радость, когда ты донес Здесь я живу 11 лет — мне нравится. Я хочу, чтобы вы знали: я ни о чем не жалею. Если бы сейчас вернуть молодость, то я бы снова была актрисой. Но жизнь дважды не проживешь. И теперь я старуха, бабушка, развалюха и больше — ничего. Однако поболтать я люблю, матушка, люблю, грешна. В особенности теперь, когда ко мне |
2007–2021 © teatre.ua
Все права защищены. При использовании материалов сайта, гиперссылка на teatre.ua — обязательна! |
Все материалы Новости Обзоры Актеры Современно Видео Фото обзор Библиотека Портрет Укрдрама Колонки Тиждень п’єси Друзья | Нафаня |
Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед
Не написал ни одного критического материала
Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)
Терялся в подземке Москвы
Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами
Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах
Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)
Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву
В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»
Стал киевским буддистом
Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке