Газета 24

Ольга Островерх

Смотрите, кто пришел20 февраля 2008

«Вон он, вон он — Бакиров. Вот тот, в осветительской будке», — тыкали пальчиками на премьере студентки театрального института. До последнего времени Андрей Бакиров держался от Киева на расстоянии — режиссера явно не прельщала роль никому не известного гостя из глубинки. Популярность, пусть и несколько локальная, пришла к нему после ряда успешных постановок на больших и малых сценах Украины. Каждая из этих работ заставляла вспомнить, что провинция — это не география, а состояние души.

Когда-то Бакиров был ведущим актером черниговского Молодежного театра. Звучит скромно, но для тех, кто не в курсе — это был (и есть) один из самых самобытных и концептуальных театров Украины, вполне достойный того, чтобы провести пару часов в автобусе Киев-Чернигов. Вскоре режиссерские амбиции возобладали, и Бакиров оставил труппу, уйдя в самостоятельное плавание. Его имя мелькало на афишах Харькова и Одессы, Донецка и Гомеля. Эпитеты, которыми режиссера награждала пресса, становились все более весомыми. Быстро миновав уровень «подающего надежды», Бакиров переместился в «известные». И лишь когда стало мелькать слово «знаменитый», стало очевидно, что пришло время засветиться в столице. Предложение от киевского Молодого театра пришлось как нельзя кстати.

В театре разворачивался свой сюжет. Без достойной роли уже несколько лет страдала Тамара Яценко — бессменная Проня из спектакля «За двумя зайцами» (не путать с фильмом), актриса с большим комическим даром и любимица публики. Идея поставить для нее пьесу Жана Ануя «Коломба» возникла два года назад — именно тогда Яценко готовилась отпраздновать юбилей. Не успели — слишком долго искали постановщика, которому без опаски можно было бы вручить талант юбилярши. В конце концов, остановились на кандидатуре Бакирова. И не прогадали.

Изящная пьеса самого, быть может, театрального автора минувшего века относится к разряду самоиграющихся. Все в ней лихо закручено, а роли — одна ярче другой. Фантасмагорическая театральная дива мадам Александра (ее-то и играет Тамара Яценко), некогда отправлявшая поклонников в пасть ко львам, и теперь еще, невзирая на вес и возраст, продолжающая играть 20-летних маркиз. Ее нежная невестка Коломба (Голубка), с восторгом внимающая удивительным историям и примеряющая роль звезды на себя. Муж молодой героини, зануда, чистоплюй и неудачник, путающийся у всех под ногами. Ансамбль дополняет целый выводок персонажей (актеров, закулисных ловеласов, престарелых поэтов), порожденных глубокими познаниями автора в психологии театра и его обитателей.

Бакиров привлек к постановке театрального художника Алексея Гавриша, тоже в большей степени известного за пределами Киева. Гавриш соорудил на сцене чудесные декорации — вполне традиционные, но при этом действенные и выразительные. Одна из сцен — когда задник вдруг открывается, обнаруживая с другой стороны еще один зрительный зал, а настоящие зрители как бы оказываются за кулисами вместе с актерами, — заставила даже опытных театралов напрячь память: видели они такое раньше или нет?

Газета по-українськи

Ганна Денисенко

Тамара Яценко у «Голубці» зіграла себе саму

Виставу «Голубка» за п’єсою французького драматурга середини ХХ ст. Жана Ануя «Коломба» поставили у київському Молодому театрі. Це історія про двох актрис — досвідчену і популярну мадам Александру та юну Коломбу, яка робить перші кроки на сцені.

Голубка — саме так перекладається із французької ім’я молодої героїні. Досвідчена прима вводить її у світ театру, допомагає стати на ноги. Роль мадам Александри виконує Тамара Яценко, 52 роки. Вона грає сама себе — приму театру, улюбленицю публіки, трохи розпещену славою.

Виставу поставив запрошений до театру донеччанин Андрій Бакіров, 46 років. Режисер відомий своїми постановками в Чернігові, Донецьку, Севастополі, а також роботами в Білорусі. У Києві ставить уперше.

— Мені подзвонили і запросили приїхати, — розповідає. — Природа акторів одна, тож мені все одно де працювати, в Києві чи у провінції. Акторам або цікаво, і тоді ми працюємо, або нецікаво, і тоді нічого не виходить.

Тамара Яценко із захватом згадує репетиції:

— Такі режисери трапляються рідко. Я не чула жодного крику. Він витримував усі наші примхи. Андрій підштовхує акторів робити так, ніби це ти сам вигадав. Лише геніальні режисери так уміють.

Голубку грає студентка Київського університету театру, кіно і телебачення 20-річна Валерія Ходос. Вона вчиться на курсі Станіслава Мойсеєва, художнього керівника Молодого театру.

Після Києва Андрій Бакіров поїхав до Харкова. Там у театрі ім. Шевченка він ставить «Просту історію» Марії Ладо.

Газета «День»

Олена Варварич

Сьогодні в Молодому театрі відбудеться прем’єра вистави «Голубка» за мотивами п’єси «Коломба». Одного разу відомий французький драматург 20-го століття Жан Ануй сказав: «Кохання — це у першу чергу принесення у дар самого себе». Саме таким умінням наділені його герої, зокрема чиста, дещо наївна Коломба, якій доля приготувала важкі випробування. Її чоловіка забирають на війну. Мати чоловіка — відома паризька актриса Александра — забирає невістку з маленьким онуком до свого театру, де Коломба потрапляє у мінливий світ закулісся.

Відома і зворушлива історія про зіткнення любові та щирості зі світом уперше ставиться на сцені Молодого театру, однак дата прем’єри обрана не випадково. Вистава «Голубка» присвячена бенефісу народної артистки України Тамарі Яценко, яка виконає роль паризької примадонни Александри. Цікавим є те, що за спеціальним запрошенням дирекції театру на Прорізній постановку здійснив відомий режисер Андрій Бакіров. Він із успіхом поставив близько 50-ти вистав в Україні (Чернігів, Донецьк, Севастополь, Харків, Одеса) і Білорусії. Постановка «Голубки» є дебютом режисера на київській сцені, тому Бакіров зробив все, щоб «переший млин був вдалий». Компанію блискучій і неперевершеній Тамарі Яценко складуть корифеї Молодого театру н.а. України Валерій Шептекіта, н.а. України Олександр Безсмертний, з.а. України Ірина Кравченко, з.а. України Оксана Швець, Наталія Кленіна, з.а. України Валерій Легін, з.а. України В’ячеслав Сланко. Однак Молодий театр не був би «молодим», якби не презентував своєму глядачеві нових зірок. У виставі також задіяні Ліліана Ребрик, Валерія Ходос, Марк Дробот, Станіслав Дудник, Дмитро Тубольцев, Євген Плиско, Павло Спічак. Сьогоднішньою прем’єрою Молодий театр укотре підтверджує свій статус академічного, а також свій високий творчий рівень.

Газета «Україна молода»

Алла Власова

Мадам Александра Яценко

П’єсі Жана Ануя «Ко­ломба» Мо­лодий театр підготував дуже відповідальну місію — стати бенефісом народної артистки Тамари Яценко. Роль там справді — бенефіснішої не придумаєш: театральна прима мадам Александра. Яка, незважаючи на свою належність до високого мистецтва, не страждає зайвою сентиментальністю й тонкою душевною організацією і в разі чого може бути суворою навіть зі своїм рідним сином. За три десятки років у театрі пані Тамара зіграла чимало найрізноманітніших ролей. Від своєї «візитівки» Проні Прокопівни до … Свині у виставі «Звичайна історія». З таким «портфоліо» за Яценко міцно закріпилося амплуа комедійної актриси. Але вона регулярно дозволяє собі зраджувати цьому амплуа з якимось іншим, і ці походи «наліво» завжди були доволі успішними.

Виставу «Голубка» у Молодому театрі поставив режисер Андрій Бакіров. А оформити свою ідею візуально запросив художника Олексія Гавриша. Відштовхнувшись від того, що ця історія — про театр, людей театру, Гавриш обіграв тему залаштункового життя. За задумом художника, під час вистави глядачі мусили постійно ловити себе на думці, а чи не за лаштунками вони зараз перебувають… Аби заплутати їх ще більше, Олексій Гавриш навіть відкриває задник, за яким — ще один глядацький зал… Між реальним життям і театром існують і герої цієї п’єси. Ось тільки почуватися комфортно між ними вдається одиницям. Коломба (Лілія Ребрик), провівши свого чоловіка в армію, потрапляє до театру, де служить її свекруха, мадам Александра. І невдовзі розуміє, що образ «тихої овечки», з якого вона не виходила ще вчора, це не зовсім те, до чого варто прагнути. Невістку підтримує і свекруха. Але внутрішній конфлікт Коломби вихлюпується назовні, адже Жульєн любив зовсім іншу жінку…

TimeOut

Анастасия Гайшенец

Голубка

Кризис новых имен в театральной режиссуре высшего звена был оригинально решен в киевском Молодом театре. Вместо того чтобы ждать, когда же, наконец, столичные режиссеры начнут действовать, театр пригласил зрелого профессионала из региона, Андрея Бакирова, зарекомендовавшего себя с лучшей стороны постановками в Чернигове, Харькове и Севастополе.

Для дебюта на киевской сцене Бакиров выбрал пьесу французского драматурга и интеллектуала-парадоксалиста Жана Ануя, известного своим талантом тонкого переосмысления классических сюжетов. Результатом усвоенного опыта стали внятная режиссерская лексика и обостренное драматургическое чутье. Спектакль оставляет впечатление наивного доверия режиссера драматургу, а актеров — режиссеру.

Помимо дебютной работы Бакирова, «Голубка» является бенефисом народной артистки Тамары Яценко — живой иконы театрального гротеска. В спектакле актрисе отведена роль жестокой, но феерической театральной дивы, вокруг которой бушуют страсти, приводящие порой к погибели.

История, рассказанная в «Голубке» (по пьесе «Коломба»), достаточно типична: бедная, но честная цветочница, оказавшись с ребенком на руках и без средств к существованию, попадает в протеже к стареющей театральной диве. В жерло разврата ее толкает собственный муж, сын стареющей дивы, который, будучи призванным во французскую армию, оставляет свою семью на попечение матери. Через три месяца он возвращается с анонимным письмом, разоблачающим легкое поведение его супруги. Убедившись в том, что письмо — не голословная клевета, молодой человек накладывает на себя руки. На первый взгляд конфликт очевиден: искренность и честность не могут выжить в мире, где правят порок и фальшь.

Романтический герой противопоставляет этому миру нормальные человеческие ценности — честность, преданность, скромность. Отхлестав этими ценностями безучастную маску общества, герой стреляется. Печально, но факт: прав тот, кто жив. Визуальный образ спектакля (художник Алексей Гавриш) сочетает в себе эстетику эпохи декаданса с вычурной пасторалью придворного театра. Сценография «Голубки» тонко подчеркивает поставленный в спектакле вопрос о том, что же все-таки важнее — быть или казаться, носить фальшивые жемчуга или вообще ходить без украшений?

Єкономические известия

ИринаМелешкина


Искушение белой Голубки

В ближайшие дни, 6 и 7 декабря, в Молодом театре состоится премьера спектакля «Голубка» по пьесе-трагикомедии французского драматурга Жана Ануя.
Для постановки был приглашен известный молодой режиссер Андрей Бакиров, спектакли которого неизменно становятся событиями в культурной жизни тех городов, где он живет и работает: в недавнем прошлом — Чернигова и Донецка. Премьера на киевской сцене, вероятно, заставит заговорить о режиссере и столичного зрителя.

Голубка — это русский перевод французского имени Коломба. Так зовут главную героиню пьесы, и именно через перипетии ее судьбы режиссер рассказывает зрителю историю о любви и предательстве, об искренности и фальши, о чистоте и пороке.

Молодой и бедный пианист Жульен (артист Дмитрий Тубольцев) призван в армию на три года. Переступая через свою гордость, молодой человек просит мать, знаменитую актрису мадам Александру, позаботиться о его семье — жене и маленьком сыне. Юная невестка Коломба (актриса Валерия Ходос) просто прелестна, и заботливая свекровь предлагает ей ангажемент на исполнение небольших ролей в своих спектаклях. Ожидая мужа из армии, продолжая любить его, заботясь о маленьком сыне, Коломба в то же время приобщается к жизни парижской богемы, к блистающему миру театра. И когда всего через три месяца Жульен приедет проведать свою семью, то найдет Голубку уже не тоймаленькой девочкой, которую оставил. Теперь Коломба — это прелестная молодая женщина, любимица собратьев-актеров и театральной публики. Даже сама взбалмошная мадам Александра (актриса Тамара Яценко), явно недолюбливая своего строптивого старшего сына, благоволит к его кроткой жене. Но для Жульена новая жизнь Коломбы — это уже предательство, а тут еще открывается интрижка с его младшим братом Арманом (артист Станислав Дудник). С этого момента лирическаякомедия приобретает трагическую окраску…

Роль Коломбы — мечта любой молодой актрисы. На первый взгляд роль состоит из одних плюсов. Сыграть очаровательное юное существо, любимое абсолютно всеми, потому что не любить невозможно — какая в этом сложность? Но сложность имеется и немалая. Исполнительнице главной роли необходимо стать полным собранием всевозможных добродетелей и при этом остаться живым человеком, чтобы у зрителя не возникалосомнений в самой возможности боготворить героиню. Молодой актрисе Валерии Ходос удается найти баланс между ангельским и человеческим в своей Голубке. Даже свергнутая любимым с пьедестала, Коломба остается искренней, чистой и преданной, и только такой категоричный максималист, как Жульен, для которого яркая помада или новый ореховый костюм Коломбы являются и свидетельством, и доказательством ее предательства, может относиться к ней столь безжалостно…

Еще одной несомненной удачей спектакля стала вторая женская роль — великой актрисы мадам Александры. Артистка Тамара Яценко не понаслышкезнает, каково быть звездой, примадонной труппы. Она одновременно и бесконечно добра, и безжалостна к своей героине. Для ее мадам Александры привычно игнорировать родного сына, который исступленно колотит в дверь ее гримуборной, прося об аудиенции, а жене сына она помогает лишь на основе личной симпатии, а уж никак не по зову родственного долга. В изображении актерского мастерства мадам Александры Тамара Яценко поднимается к высотам гротеска и самоиронии. Когда пожилой партнер Дюбарта, играя ее возлюбленного, восклицает: «Ты прекрасна!», ее героиня ничтоже сумняшеся отвечает: «По двадцать нам, и нынче я согласна!».

Режиссерское решение Андрея Бакирова изящно и оригинально. В спектакле действие развивается одновременно в двух плоскостях — всценической реальности и как своеобразный «театр в театре». В воплощении театра на сцене режиссер использует приемы условного искусства, театра представления. Особенно сильно воздействие трансформирующейся декорации во втором акте, когда внезапно раскрывается задник и зрители оказываются лицом к лицус другими зрителями, пришедшими на спектакль мадам Александры. Своеобразное кривое зеркало, искажающее время и пространство…

Вопросы, поставленные театром перед зрителем, остаются открытыми. Какой путь вернее — разумный компромисс или нонконформизм? Кто из героев более прав — несгибаемыйдо фанатизма Жульен или легкая светлая Коломба, способная найти в любой ситуации свои маленькие радости? И какая из сентенций более справедлива: «Все хорошее всегда тяжело» или «Что человеку нравится, то и прекрасно!».

Киевские ведомости

Татьяна Кроп

Рампа наизнанку

В Молодом театре родился спектакль «Голубка». По приглашению дирекции пьесу поставил режиссер Андрей Бакиров. БАКИРОВ — автор около 50 спектаклей на сценах Чернигова, Донецка, Харькова, Севастополя, Одессы и ближнего зарубежья. «Голубка» стала киевским дебютом режиссера.


Похоже, режиссерско-драматургический прием «театр в театре» становится все более популярным на украинской сцене. Возможно, это явление обусловлено извечным человеческим желанием подглядывать в замочную скважину. Недавно о жизни примадонны, рядовых актеров, режиссера и драматурга красноречиво рассказали в спектакле «Качество звезды», посвященном юбилею Ады Роговцевой.


И вот еще одна подобная попытка — премьерная постановка «Голубки» по пьесе Жана Ануя «Коломба» в столичном Молодом театре. Психологизм, многоплановость пьесы Ануя — мастера утонченных диалогов и красивых сюжетов — с первых минут захватывает притихшую публику. И ведет в таинственный мир Мельпомены, где так странно уживаются духовность, эстетика с вульгарностью, продажностью и фальшью. А, как известно, даже самая маленькая ложь способна разрушить человеческие отношения, основанные на искренних чувствах.


Бедный музыкант Жульен, перед тем как уйти на три года в армию, просит мать — знаменитую актрису мадам Александру — позаботиться о его семье: юной жене Коломбе и маленьком сыне, остающихся в Париже. Жульен еще не догадывается, чем обернется для него материнская помощь. Александра помогает Коломбе начать карьеру театральной актрисы. А жизнь ставит перед новоиспеченной артисткой дилемму: подчиниться неписаным законам богемного мира и выжить в нем или же уйти, покинуть эту среду безвозвратно. Неодолимая сила ведет Коломбу, и жажда искусства побеждает. Все, что сперва казалось недостойным и диким, вдруг перестает шокировать.


Две героини, солидная мадам Александра и молодая Коломба, задают себе вопросы: что такое любовь, супружество, верность? И находят самые неожиданные ответы, увы, не совпадающие со взглядами Жульена. Компромисс здесь недостижим.


Роль мадам Александры, капризной парижской примадонны, стала бенефисной и воистину звездной для народной артистки Украины Тамары Яценко. Актриса, всегда стремящаяся играть сложные трагикомические образы, получила такую возможность. Ее героиня — удивительный сплав ироничности, грубости, избалованности и… неистребимой доброты, детской непосредственности. Нужно обладать необычайно широкой актерской палитрой, чтобы создать такой противоречивый характер. Хотелось бы отметить удачные актерские работы Лилианы Ребрик, Валерия Шептекиты, Вячеслава Сланко, Дмитрия Тубольцева, Станислава Дудника. Художник-постановщик Алексей Гавриш создал сценическое пространство, состоящее из многочисленных дверей гримерок, узеньких коридоров, и большую рампу с партером и ложами на заднем плане реальных подмостков.


Два мира — гармоничный сценический и жесткий закулисный — сосуществуют в течение всего действа. Эфемерность первого подчеркивает сцена из спектакля парижских актеров, решенная таким образом, что исполнители только шевелят губами, а текст звучит в записи. Лицедеи танцуют грациозный менуэт, разыгрывают драматические страсти. Но все это — «цветочки» по сравнению со сценариями их собственных судеб. Финал «Голубки» напоминает киносъемку: он состоит из двух дублей. Один вариант — счастливый, второй — нет. Пусть каждый выберет тот, в который сможет поверить.


Другие статьи из этого раздела
  • Жизнь и смерть Фриды Кало

    На кожаном стульчике сидит маленькая девочка в белом платьице и высоких ботиночках, в руках у нее — розы, за ее спиной — сумрак облачного дня, расстелившегося на просторной террасе. Эта буржуазная фотография четырехлетней Фриды Кало напоминает сентиментальные европейские снимки начала века. Но мы не в Европе, мы в — Мексике, мы в самой сердцевине этой мятежной, страстной, жестокой и гордой страны — мы в Мехико. Мы здесь в сезон дождей, наполняющих город влагой, словно глубокую чашу, и в эпоху кровавой революции, охватившей страну пламенем ритуального огня. Самый рассвет 1911-го года
  • Я — Мария Башкирцева. Автопортрет

    В Париже, в Люксембургском дворце, в 1900-х годах появилась скульптура «Бессмертие». Молодой гений умирает у ног ангела смерти, держащего в руках свиток с именами выдающихся людей, которые оставили этот мир слишком рано, обретя бессмертие в истории человечества. Среди восьми французских имен — одно славянское женское имя: Мария Башкирцева
  • Евгений Шварц: необыкновенный сказочник

    …У пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста. Когда Шварц написал свою сказку для детей «Два клена», оказалось, что взрослые тоже хотят ее смотреть. Когда он написал для взрослых «Обыкновенное чудо» — выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть…
  • Микола Хвильовий: Останній Романтик

    20–30-і роки ХХ століття — що там, на розбитому роздоріжжі між першою світовою і громадянською війнами, між Росією і Європою, між націоналізмом і комунізмом, коли вся країна билася й звивалася у білих, чорних, червоних руках, коли з простих провінційних викладачів латини виростали зерови, а з бунтівних шибайголів — хвильові? Зрештою, це один з небагатьох періодів в історії, коли Україна фактично йшла в ногу з розвитком світового мистецтва. Семенко писав свої червоні футуристичні вірші, над ним знущався у формі справжнього вишуканого футуризму Едвард Стріха (Кость Буревій), буквально на очах поставали урбаністичні романи Підмогильного і Домонтовича. На довершення — кривава бійня, якою закінчився «азіатський ренесанс» товариша Хвильового, і сентиментальна сльоза за винищеним генофондом зробили з літератури цього періоду бренд «розстріляне відродження», а з її ідеолога Миколи Хвильового — культовий персонаж, щоправда, у вузькому колі «любителів української літератури»

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?