Антигона. Последняя жертва богов29 марта 2010

Текст Марыси Никитюк

Фото Андрея Коротича

«Взамен рожденная» — пластический скетч по мотивам Софокла

Режиссер— Лариса Венедиктова,

Художник— Александр Друганов,

Музыкальное решение — Александр Кохановский

Премьера спектакля «Взамен рожденная» в театре Дмитрия Богомазова «Вільна сцена» (по мотивам «Антигоны») задумывалась как моноспектакль для актрисы театра Катерины Качан. Однако в режиссуре Ларисы Венедиктовой постановка выросла в некий метажанр, соединивший текстовый театр с техниками современного актуального танца. В результате получилось привычное для европейских платформ (в особенности — фестивальных) представление-перформанс. Театр, который предлагает Лариса Венедиктова (и этого направления придерживается вся команда «Вільной сцены») — это театр с вопросом «как играем?», театр интерпретаций, аллюзий, метафор, театр, преимущественно работающий с формой. Здесь при наличии мощной классической текстуальной основы с известным сюжетом предлагают ее новый смысл, рождающийся с помощью тщательно продуманной формы-версии.

Антигона - Катерина Качан Антигона - Катерина Качан

Пластика контемпорари-танца прекрасно выражает ритм и нерв нашего времени. И физический театр, и актуальный современный танец обращены к темному подсознательному: это ломаные, резкие движения, почти шизофренические па, сгорбленные спины, полусогнутые колени, бессознательные гримасы, стеклянные глаза. Актер-танцор чем-то напоминает биомассу, тело его, словно перетекает из одной формы в другую. Его нервное движение на сцене удивительно точно передает состояние современного человека, который возбужден, взвинчен, охвачен страхом перед завтрашним днем. Непонимание и глобальную человеческую растерянность выражает актуальный современный танец во всех своих стилях.

Хор: Владимир Канивец, Александр Лебедев, Игорь Швыдченко, Александр Комаренко Хор: Владимир Канивец, Александр Лебедев, Игорь Швыдченко, Александр Комаренко

Белый пол, подсвеченный длинными лампами по краям, пять актеров-мужчин (они то представляют подобие античного хора, то царя Креонта и его слуг) одеты в белые, похожие на смирительные, одежды. Взгляд хора, этого коллективного персонажа, воспален, — у каждого персонажа, включая Антигону, багровые круги вокруг глаз, что подчеркивает болезненность изображаемого мира и создает общий контекст Театра танца, его слегка «больничный» стиль. Этот нервный минимализм, созданный художником Александром Другановым, поддержан музыкальной обработкой Баха Александра Кохановского и хореографической режиссурой Ларисы Венедиктовой. «Антигона» Софокла в «Вільной сцене» при всем греческом пафосе и классическом шлейфе, звучит современно, вибрируя дикой энергией танца, хорошо выражает болезни нашего времени. Ограничиваясь исследованием соотношения законов человеческих и законов божьих, акцентируя внимание на принципиальной позиции человека, на его обязанности быть непоколебимым в вопросах чести и долга, действие сосредоточено на линии «Антигона — Креонт».

Катерина Качан Катерина Качан

Катерина Качан свойствами своего характера — глубиной, трагичностью, героичностью, — внешностью и жесткостью актерской игры идеально подходит для Антигоны. Именно такой хрупкой, но непреклонной, такой женственной, но несгибаемой, такой испуганной, но воинственной ее создал Софокл. В Антигоне, кажется, воплотился греческий идеал женщины. Она приносит себя в жертву принципам, высшим законам. Безбрачная, непорочная, непогрешимая в своей решительности, одна против житейской несправедливости и мелочности — Антигона — сильна и неистребима, потому ее дух больше, чем ее физическое тело. Маленькая Антигона-Качан с неподдельным мужеством взывает к своему чувству долга, она железными чеканными интонациями «рубит» реплики, презирая страх в себе, и парирует свои же реплики голосом растерянного ребенка.

Взгляд хора, этого коллективного персонажа, воспален, — у каждого персонажа, включая Антигону, багровые круги вокруг глаз, что подчеркивает болезненность изображаемого мира и создает общий контекст Театра танца, его слегка «больничный» стиль Взгляд хора, этого коллективного персонажа, воспален, — у каждого персонажа, включая Антигону, багровые круги вокруг глаз, что подчеркивает болезненность изображаемого мира и создает общий контекст Театра танца, его слегка «больничный» стиль

Антигона разговаривает сама с собой, зажатая между глубокой ненавистью и желанием жить, желанием юного существа — радоваться красоте мира, души, тела. Она знает, что миру живых ей не принадлежать, ее судьба — гибель героев. Она не может себе позволить умереть иначе, чем ее трагическая семья. Ведь ее братья Этэокл и Полиник убили друг друга в борьбе за Фивы, ее мать Иокаста покончила собой, узнав, что родила детей от собственного сына. Антигона — дочь Эдипа — она верна своей крови. В себе она презирает страх обывателя, трясущегося над своей никчемной жизнью. И презрение ее подлинно, сильно и прекрасно. Антигона отчаянно стремится умереть, понимая и мудро принимая то, что она — последняя жертва богов.

Белый пол, подсвеченный длинными лампами по краям, пять актеров-мужчин (они то представляют подобие античного хора, то царя Креонта и его слуг) одеты в белые, похожие на смирительные, одежды Белый пол, подсвеченный длинными лампами по краям, пять актеров-мужчин (они то представляют подобие античного хора, то царя Креонта и его слуг) одеты в белые, похожие на смирительные, одежды

"Взамен рожденная" "Взамен рожденная"

Антигона отчаянно стремится умереть, понимая и мудро принимая то, что она — последняя жертва богов Антигона отчаянно стремится умереть, понимая и мудро принимая то, что она — последняя жертва богов


Другие статьи из этого раздела
  • Чехов Митницкого: трагедия личности

    С каким бы оправданным уважением мы бы не относились к классике, надо признать, что и она устаревает и перестает с нами, современниками, говорить. В чеховских текстах есть нечто не столько устаревшее, сколько диссонирующее с нашим временем, с нами, с нашим ритмом. Меланхолия, мечтательность, неопределенность и медлительность начала 20 века,  — все это не свойственно нашему миру, мы люди другого мирочувствования, мировоззрения и ритма.
  • Приглашение на казнь

    В новом киевском театре «Мизантроп» поставили, возможно, лучший роман В. Набокова
  • Самозаспокоєння паузами

    або 120-хвилинний урок любові від проекту «РоздІловІ»
  • Театральна Біла Церква

    Перший Всеукраїнський фестиваль молодої української режисури пройшов у стінах Білоцерківського Київського академічного обласного музично-драматичного театру імені Панаса Саксаганського. Захід було присвячено 125-ій річниці з дня народження відомого українського режисера, драматурга й актора Леся Курбаса
  • Польский «Король Рогер» на украинской сцене

    В Киеве завершился украинский этап международной программы «I, Culture», призванной познакомить десять европейских стран с культурным достоянием современной Польши. Кульминационной точкой проекта стала концертная постановка единственной оперы Кароля Шимановского — «Король Рогер» — на сцене национальной оперы Украины.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?