Бельгийцы в Венеции21 октября 2011

Из Венеции Марыся Никитюк

Специальный обзор дляwww.teatre.com.ua

В этом году театральное биеннале в Венеции пестрит топовыми именами европейских режиссеров. Сразу же после Остермайера 11-го октября свою новую работу показал бельгийский художник и режиссер, а также известный провокатор Ян Фабр — «Прометей. Пейзаж II», созданную им в сотрудничестве с сербским международным театральным фестивалем БИТЕФ. Прежде, чем попасть на биеннале в Венецию, «Прометей» объездил Европу и Америку. Эта работа сделана в присущем режиссеру ключе — оргии и насилие на фоне прекрасных, масштабных декораций — «оживших картин». Несмотря на то, что Ян Фабр давно работает в театре, он, прежде всего, — художник.

Обращаясь к мифу о Прометее, режиссер ищет героя. Где же герой? — спрашивают актеры, играющие прелюдию. Сознание режиссера обращено к Прометею — античному символу бунта, непокорности и человечности. Прометей украл огонь у богов, чтобы отдать его людям. Он распят над сценой, а на экране за ним пульсирует пламенеющее солнце. Прометей ослеплен огнем, отданным людям, и не видит, что творится вокруг, во что превратились те, ради кого он обречен на вечность мук.

Люди пали: обнаженные женщины жаждут соитий, церковники заняты мелочными делами, мир охвачен насилием и сексуальностью. Огонь, который возгорается от монолога к монологу, гасят песком, холодным паром, заливают водой. Но он возрождается, и в конце Афина посылает его в зрительный зал, — зажигать сердца зрителей. Увы, этого-то как раз не происходит.

Визуально яркий спектакль претендует на веское масштабное высказывание, его язык остр, но, к сожалению, смысл не отвечает форме. Текст и его семантика не очень заботят режиссера, возможно, поэтому его прямолинейность довольно утомительна. К концу действия совокупляющиеся пары не удивляют, не возбуждают и не возмущают.

Эпатажный Фабр не может быть еще более эпатажным, он обрел свой потолок кричащей провокации. Обычно его работы скандальны, привычно скандальны, но критики на все голоса восхваляют его, будто защищают «настоящие искусство» от гнева народа. Однако если опустить шоковый эффект от его постановок, останутся голые декламации, штампы и констатация очевидных истин. К тому же спектакль выглядит уставшим, не энергичным, особенно в сравнении с его предыдущей работой — «Оргией толерантности».

Сразу после Фабра в стенах бывшего военного Арсенала показали спектакль других бельгийцев (три недели назад бывших на «Театральной Нитре» в Словакии) — «Ниидкомпани» Яна Лауэрса. Выглядят они самонадеянно, правда, трудно понять, на чем это зиждется. Если словакам эти любителя китча показывали «Олений дом», то здесь презентовали работу, созданную еще в 2004-ом году, это — «Комната Изабеллы». Как утверждает пресс-релиз биеннале, этот спектакль становится «с 2004-го все лучше и лучше», но, что именно так увлекает организаторов фестиваля, трудно понять. Юмор — дешевый и плоский, игра актеров — плохая. Хореография, может, и могла быть интересной, но ее техническое исполнение оставляет желать лучшего.

«Комната Изабеллы» — это длинная-предлинная история старой слепой Изабеллы. Она выросла на острове, считая своих родителей — приемными, потому что они показывали ей фото некоего загадочного принца, называя его отцом. Потом она отправилась жить в Париж, будто бы к своему родителю, у которого было много вещей из египетских экспедиций, — так Изабелла стала археологом. Бесконечно долго артисты показывают зрителям экспонаты, объясняя их значение. А затем «приемный» отец присылает письмо, в котором рассказывает сомнительную историю, о том, как изнасиловал мать Изабеллы, пока та была без сознания, потому что он ее любил, а она его — нет. Девочку — плод этого акта — отдали в Интернат, забрав четыре года спустя.

Из-за чувства вины отец все время пьет, и даже письмо читает пьяным «плавающим» тоном. Вся сюжетная коллизия якобы призвана разоблачить человеческую ложь.

Эта средней руки театральная компания разъезжает по всей Европе, как ей удается пускать пыль в глаза на театральных форумах, остается загадкой. Но, возможно, ответ на поверхности: фестивали — это не только творчество, но и бизнес. Арт-рынок сегодня огромен, фестивалей много, и на них, разумеется, не хватает своих остермайеров, посему попадают не только талантливые режиссеры и театры, но и авантюристы без школы и техники.

Работа Teatre на биеннале совершена при поддержки і3 Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины»



Другие статьи из этого раздела
  • Не любовь не людей

    Пьесу «Любовь людей» белорусского автора Дмитрия Богославского, заслужившую всевозможные похвалы на драматических фестивалях, в ближайшее время можно будет увидеть только на сцене Московского академического театра им. Маяковского. Но киевляне имели возможность прослушать ее 10 апреля в букарне «Бабуин» в исполнении актёров Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра и выпускников театрального института им. Карпенко-Карого. Читка состоялась в рамках проекта фестиваля «Неделя актуальной пьесы» и букарни «Бабуина — Актуальный вторник»
  • Гоголь. Вечера

    Вот уже пять лет в Москве существует еще одно оригинальное и метафизическое пространство, где звук — равноправный участник и персонаж постановок, это — SounDrama. Эта студия-театр основана коллективом Пан-квартета во главе с их лидером, актером-режиссером-композитором, Владимиром Панковым.
  • Третій відкритий фестиваль театрів для дітей та юнацтва в Макіївці

    З 25 вересня по 2 жовтня у Макіївці на базі та з ініціативи Донецького обласного російського театру юного глядача пройшов Третій відкритий фестиваль театрів для дітей та юнацтва. Переважна більшість державних театрів України цього профілю (за винятком Київського ТЮГу) були представлені у фестивальній програмі: колективи з Харкова, Львова, Одеси, Запоріжжя, Сум, Севастополя та господарі майданчику показали по одній конкурсній (денній) та одній позаконкурсній (вечірній) виставі.
  • Іранське ритуальне дійство тазіе

    Тазіе ─ це суто перська театрально-ритуальна традиція, яка попри всі заборони та численні трансформації дійшла до наших часів. У доісламський період (до сьомого століття нашої ери) в Ірані були поширені видовища іншого типу, пов’язані із траурними церемоніями і вшануванням іранських міфологічних героїв: Сіявуша, Шервіна, Іраджа, Заріра. Коли араби захопили Персію, традиційні видовища було заборонено, оскільки cамі араби не мали театру і, мабуть, мало розуміли його суть. Натомість вони принесли іслам, і персам довелося трансформувати історію про Сіявуша у ісламську релігійну оповідь. Так, виникає тазіе, що в перекладі із арабської означає «співчуття», «жалоба». Тазіе, зазвичай, має один стандартний сюжет про загибель імама Хусейна, який залежно від регіону, де він грається, доповнюється чи видозмінюється
  • Молоді в Молодому

    ХХ століття в театральному контексті пройшло під гаслом звільнення від «гніту драматурга», від букви і духу п’єси, — це епоха остаточного формування і становлення професії режисера. У ХХІ столітті стало зрозуміло, що яким би методом, технікою чи школою не володів режисер, цього замало без якісної драматургії. І нині в світі відбувається бум драматургії, переважно штучний, спровокований нестачею постановочних текстів і режисерським запитом на нову драму. Найбільш театральні Європа і Росія конвеєром продукують драматургічні твори, що випробовуються на сцені і одразу ж зникають, не затримуючись ніде надовго

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?