рефинансирование ипотека!

«Буря», которой лучше бы не произойти08 ноября 2010

Текст Марыси Никитюк

Фото Евгения Рахно

Появление на сцене театра им. И.Франко Шекспировской «Бури» — яркий, но в целом бесполезный подвиг. Эта сложная пьеса с большим количеством героев, в отличие от популярно театральных произведений Шекспира, ставилась редко и требовала своего режиссерского прочтения. Сергей Маслобойщиков как режиссер-постановщик, похоже, своего замысла не имел. Претензия поставить одно из самых сложных и редко играемых произведений Шекспира силами коллектива национальной сцены не оправдала себя. Несмотря на бесспорно красивую сценографию, созданную С.Маслобойщиковым, хорошие костюмы и визуально-художественный ряд, спектакль получился аморфным, затянутым, запутанным и скучным.

И без того не простой сюжетный ряд пьесы был осложнен режиссерским подходом в распределении ролей: некоторые актеры исполняют по три роли сразу, другие — играют одного персонажа. Вот Богдан Бенюк, — брат Просперо Антонио, подло отнявший у него власть в Милане много лет назад, но стоит с него сорвать рукава, и перед нами — дворецкий короля Неаполя, пьяница и повеса Стефано. В конце постановки уродливый и злой раб Калибан обвиняет Бенюка-Антонио в алкоголизме и покушении на Просперо, приписывая ему злодеяния Бенюка-Стефано. Правда, самое большое злодеяние Бенюка — это его, мягко сказать, неаристократический юмор. Природа его таланта, бесспорно, черпает себя в комическом, но ему, этому комическому, откровенно не хватает интеллекта и утонченности. Деревенская простоватость, сальность жеста, маслянистость внутренней юмористической подкладки — отнюдь не в пользу Шекспиру этот шароварный сельский юморок. Интермедия, в которой пьяный Стефано бродит по острову со своим другом Тринкуло, спаивает Калибана и планирует захватить остров — вульгарна, та же, в которой Антонио и Себастьян строят козни против короля Алонзо — скучна и откровенно неинтересна.

Но, если Бенюк и Баша излишне (юмористически) развязны, то Олег Стальчук с бабочкой-огрызком на шее и в пенсне играет интеллигентно, хорошо, но… почему-то тварь и урода Калибана. Образ этот изумляет… своей противоречивостью и явным несоответствием. Возможно, конечно, в этом есть тонкий замысел режиссера, но либо он так тонок, что ускользает от пристального взгляда критика, либо ему не суждено было свершиться, на сцене театра И. Франко.

Не в меру пафосный Алексей Богданович в роли Просперо превращает ее в квинтэссенцию псевдоакадемического исполнительства. Ни один из его монологов не получился чисто: вместо мягких переходов от грусти к мудрому поучению — псевдострадание и менторство. Туда же в пучину неправдоподобия были отправлены и Александр Форманчук в роли Фердинанда и Миранда — Анжелика Савченко. Их любовь мало того, что наивная, но еще и деревянная.

Словом, актерские непопадания в роли с довольно таки близкого расстояния — очевидны. Было чувство, что Сергей Маслобойщиков создал чудную декорацию, используя вращающийся круг театра и пол под наклоном, и, пуская дым на полупустую сцену, воссоздал не «Бурю», а «Пиратов Карибского моря» — бойкая троица Ариэлей способствовала этому ощущению. Ну, еще принарядил всех в хорошие костюмы и привнес киноматогрофичность в ход сценического действия (например, окно в черном занавесе, которое, словно экран, выхватывало фрагмент действия). Но на этом режиссура и закончилась. Либо он как режиссер не нашел себя в этой постановке, либо не справился со специфически франковской манерой исполнения и самоуверенностью некоторых актеров.


Другие статьи из этого раздела
  • «Квітка Будяк»: у пошуках українських реалій

    Станіслав Мойсеєв ввічливо пропонує подивитися на себе зі сторони
  • «Месяц в деревне». Как посмотреть…

    Речь пойдет о премьере ТЮЗа, о постановке Валентина Козьменко-Делинде, о спектакле по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне»… Очень хотелось бы, чтобы нарочитая вульгарность, лобовой фрейдизм и растерянность актеров в прочтении образов были результатом глубоко продуманной и тонко реализованной режиссерской иронии. И не над Тургеневым, разумеется, а над собой. Есть большое желание прочесть всё увиденное как исключительно изысканный интеллектуальный стеб, ибо в противном случае нет тех средств, коими можно было бы измерить размах безнадежной пошлости этого театрального опуса.
  • Фріндж: единбурзький британський шоукейс

    Театральною візитівкою Шотландської столиці Единбургу є Фріндж — щорічний ярмарок вистав, в якому можуть взяти участь всі бажаючі, зареєструвавшись на офіційному сайті. Більшість з труп приїздять сюди зазвичай за власний рахунок та з однією метою — заробити гроші, підписавши вигідні контракти, чи отримати славу і визнання серед критиків, газет та продюсерів.
  • «Спектакли всякие нужны, спектакли всякие важны»

    Без складних шокуючих постановок в театрі не буде висоти польоту, власне мистецтва. А без маскультних зрозумілих і смішних спектаклів в театрі не буде глядача. Дмитро Богомазов, як ніхто, вибалансовує між химерними важкими постановками і легкими масовими спектаклями.
  • Современная драматургия в Симферополе

    С 25 по 27 мая симферопольский арт-центр «Карман» и всеукраинский литературный фестиваль «Шорох» провели первый в городе фестиваль современной драматургии в режиме читок. В течение трех дней на сцене арт-центра были представлены пьесы поколения «новой драмы» в постановке местных режиссеров

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?