Иэн Кёртис. Вечно живой и внезапно мертвый27 июля 2015

 

Текст Юлии Бабий

Фото Льва Китель и Натальи Астаховой

 

– А наркотики раздавать будут сегодня? Это же день рождения Иэна Кёртиса! – кто-то неудачно шутит при входе на рок-спектакль Joy Division.

– Нет-нет, никаких наркотиков, — отвечают ему со всей серьезностью.

Осознать всю жизнь вокалиста Joy Division Иэна Кёртиса в трезвом уме непросто, а показать ее – даже опасно. К счастью, поколение 70-х, «вечноживых» и «внезапномертвых» перекочевало исключительно в мир виртуальный, а порой – в театральный.

Молодая актриса и режиссер Ксения Скакун показала 10 историй из жизни Иэна Кёртиса и группы Joy Division. Эта смелая затея была реализована на Арт-заводе «Платформа» к несостоявшемуся 59-летию певца. Нужно признать, что локация оказалась идеальной – приятный полумрак, индустриальный стиль и дымовой занавес и вправду создали атмосферу культовых 70-х.

Однако, когда Joy Division появились на сцене, то сразу узнать «именинника» было непросто. К счастью, ведущий в цирковой манере произнес: «Встречайте Джооооой Дивижн! Бернард Самнер, Питер Хук, Стивен Моррис и Иээээн Кёртис!».

Вульгарные выражения из 70-х давались артистам нелегко, а скромность и интроверсия сценического Кертиса даже слегка раздражали. Временами казалось, что это не тот Idiot с альбома Игги Попа, а тот другой — из романа Достоевского. На сцене не хватило истеричного, высокомерного максималиста Кёртиса, однако «достоевский» образ пригодился актеру Алексею Доричевскому при чтении знаменитого предсмертного интервью Кёртиса.

«Свет – это яд. Чистый яд для личности, яд для жизни, для любой мысли. Попробую сформулировать… что такое самоубийство, такое самоубийство, как моё? Это ядерный взрыв, раскалённый полёт. Искры вы до сих пор ощущаете. Сознательно давить в себе свет, до конца, пока не случится цепная реакция… свет это ярость. Ярость комка. Сокола, падающего камнем на жертву. Старт вверх…»,  –  зачитал Кёртис, с той мягкостью и воодушевлением, как Мышкин читал монолог о смертной казни.

Между эпизодами зрителей ждали отличные каверы. Вокалист Василий Скакун, басист Павел Рымкевич, и барабанщик Михаил Кушнарев от души сыграли и спели Atmosphere, No love lost, She'sLostControl и другие песни Joy Division. И, хотя танцы в зале и приветствовались, хореографические этюды исполняли лишь актеры спектакля. Стоит отметить, что особо ловко изображать эпилептический танец получалось не у Кёртиса, а у сценического Стивена Морриса (Александр Ломко), который в реальной жизни все-таки барабанил.

Все «документальные» эпизоды из жизни Иэна Кёртиса были известны и ожидаемы для поклонников Joy Division. Свадьба с Деборой Кёртис, встреча с Анникой, концертные туры, угар и эпилепсия…  Хотя, любовная линия показалась слегка размытой. Жена Дебора больше напоминала маму музыканта, которая упрекала его весь спектакль с усердием 45-летней домохозяйки. Любовница Анника (в исполнении Алины Скорик) оказалась слишком скромной и бесхарактерной, хотя и отлично имитировала акцент. Помимо свадебного танца с Деборой ни одного намека на страсть, влюбленность, истеричность и жестокость Кёртиса мы не увидели. Хотя, женской половине зала уж точно этого хотелось.

Сцена встречи Кёртиса с психиатром, пожалуй, была наилучшей. Полный абсурд, сумасшествие и наркомания, которых  не хватало в других эпизодах, здесь всего было сполна. Весь спектакль врач пританцовывал на краю сцены в больничном платье и создавал интригу. Россыпь таблеток и диагнозов стала кульминацией спектакля, так же, как эпилептические припадки становились кульминациями в выступлениях Кёртиса. Болезнь создавала ему неподражаемый образ и одновременно убивала. А его смерть сделала Joy Division легендарными.

Иэн Кертис – Алексей Доричевский Иэн Кертис – Алексей Доричевский

Эту смерть хотелось увидеть, прочувствовать ее всю и может, прослезиться, но режиссер, видимо, решила поберечь нервы зрителей. Кёртис ушел безмолвно, непонятно и не прощаясь. Чьи-то голоса со сцены с грустью поведали: «Иэна Кертиса нашли повешенным  на кухне 18 мая. На проигрывателе продолжал крутиться альбом «The Idiot» Игги Попа…».

А потом заиграла Love Will Tear Us Apart, кто-то затанцевал, а кто-то ушел. Так и не поняв ничего о жизни Иэна Кёртиса.


Другие статьи из этого раздела
  • Юная энергия классики или почти сумасшедшая «Женитьба»

    Агафью Тихоновну переселили на Оболонскую набережную в двухэтажный элитный особнячок, вручили ей две квартиры в центре и дачу под Киевом. Жевакина сделали не моряком, а певцом, эдаким Элвисом с заячьей губой и феерическими повадками. Яичница из коллежского асессора превратился в заместителя начальника налоговой службы, ему надели круглые очки кота Базилио, приталенную жилетку, пижонские штаны и снабдили несколько гейскими повадками. Словом, все персонажи — утрированные представители нашего «сегодня»
  • Неправдоподобие будущего

    После «Трансформеров», «Матрицы», 3-D технологий наблюдать за маломасштабным действием, где бегает несколько роботов-ходулистов и люди в костюмах из папье-маше не очень интересно. Ты ждешь от уличного представления чуда,  — а чуда не происходит. Вероятно, реальность будущего тяжело и дорого создать средствами уличного зрелищного театра. Ведь, по большому счету-то, должны летать машины над головами, вестись перестрелки лазерным оружием, а мега-мозг должен парить над площадью, нависая над нею своими липкими щупальцами.
  • Овечка Дора: «Сексуальные неврозы наших родителей»

    В предновогоднее суетливое время раздался театральный залп спектаклей, который выпустил из обоймы театра «ДАХ» режиссер Владислав Троицкий. Отладив шекспировские этно-мистерии, соорудив Климовскую серию по Достоевскому, Троицкий обратился к современной агрессивной драматургии. Одна за другой вышли русская антиутопия-вестерн Юрия Клавдиева «Анна» и «Сексуальные неврозы наших родителей» Лукаса Берфуса. Ни какой другой театр в Киеве не ставит агрессивную современную драматургию, и не просто драматургию, а социальную пьесу — такую популярную сейчас в Европе и в России наряду с документальной
  • Док. Тор. Три года спустя

    Со сцены мне рассказывали ужасные вещи: о противоречиях, заблуждениях врачебной практики, о беспомощности медицины, о людях, о том, как злы они бывают, об их боли, но в самые жесткие моменты невольно накатившиеся слезы сопровождались какой-то захватывающей радостью. Я смотрю то, что меня трогает, мне делают больно, режут по живому и это нравится.
  • Рисовать на песке

    В пример остальным театр «ДАХ» показал в пятницу открытый смотр актерских работ под названием «Нервы» — НЕРежисерські Вистави (украинский). Концепция «Нервов» заключается в том, что это работы актеров, их свободный полет, не всегда удачный, но всегда полет. Это демонстрация того, что театр может быть и должен быть разным. Не известно, будут ли повторены эти этюдные произведения еще раз, и будет ли продолжаться открытая работа артистов «ДАХа», но именно эта сиюминутность, непосредственность, непретенциозность действия, и харизма артистов создали территорию свободы, привнеся в театральную обыденность Киева свежий ветерок. Это как рисунок на песке, который никогда не повторится.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?