ГогольFest: 200906 сентября 2009

Текст Марыси Никитюк

фото предоставлены фестевалем

С днем рождения

2009 год был объявлен ЮНЕСКО годом Николая Гоголя. Во многих театрах Украины прошли «гоголевские» постановки на государственные деньги, потраченные далеко не всегда с пользой. Зная всю степень небрежности украинской власти по отношению к своей культуре, Владислав Троицкий, режиссер театра «ДАХ», решил отмечать день рождение писателя своими усилиями. Три года назад был проведен первый ГогольFest, или, как выразился сам Вл. Троицкий, «нулевой проект». Самый первый фест проходил осенью 2007-го года, когда был показан спектакль «Смерть Гоголя». В 2008-м фестиваль перенесли на май, а в 2009-м из-за неудобств в связи с постройкой «Древа Украины» — очередная инициатива нашего президента — ГогольFest снова вернулся в осень, в объятия терпкого, теплого, надвигающегося ощущения увядания и смерти, которое так любил сам писатель.

В этом году программа ГогольFestа поделена на три выразительных блока: театр, музыка, визуальное искусство, плюс — маловыразительный четвертый блок — литературный (в силу того, что с литературой в Украине хуже всего, то и на фестивале эта пропорция искусств сохраняется). Визуальная программа представлена активно и без какой-либо четкой концепции — это выставка-солянка современной живописи и проекты отечественных галерей. Театр и музыка — уже традиционно сильные стороны ГогольFestа — будут представлены лучшим из того, что есть в Украине и за рубежом. Несмотря на то, что за два последних года фест так и не оформил четко свое лицо, он все же остается самым заметным событием Киева в этом году. Осенью город будет жить ГогольFestом, проводя все свое свободное время в холодных и угрюмых стенах Арсенала.

Дальше речь пойдет о театре

Новым в этом году будет разделение на отечественный театр и заграничных гостей. Собрание украинских спектаклей предназначено в большей степени для специально приглашенных заграничных фестивальных продюсеров и журналистов. Чтобы лучший украинский театральный продукт имел шанс быть увиденным на лучших театральных сценах, и чтобы Киев был внесен на театральную карту мира.

Тенденция театральных фестивалей

На мировых фестивальных тусовках, таких как: Авиньон (Франция), Эдинбург (Великобритания) и Чехов (Россия) сегодня характерно представлять не-вербальный театр. И это понятно: таков запрос самих фестивалей, потому что в жестких условиях организации, при огромном количестве коллективов трудно делать хороший синхронный перевод для каждого спектакля. Поэтому те коллективы, чье величие в мире фестивального бизнеса неочевидно, должны быть мобильными, а потому — немногословными. Всегда большой популярностью пользовались постановки с цирковыми, акробатическими элементами, всевозможные французские и канадские цирки, театры танца, контемпорари балеты, физические театры, в последнее десятилетие набрал обороты «новый цирк» — нечто среднее между танцем, кукольным театром и текстовым театром.

Любые синтетические и метажанровые перформансы приветствуются. И если в 1920-х годах французский теоретик и режиссер-писатель Антонен Арто провозглашал язык символов Балийского театра — будущим театра, то сегодняшний зритель жаждет смотреть на бегающих по вертикальных плоскостях героев, созданных, к примеру, режиссером Робером Лепажем и цирком du Soleil («Дю солей») в цирковом спектакле «Каа».

Программа 2009

Открытие: ГогольFestа-2009 тоже предлагает много визуально-музыкально-мультимедийного продукта. Открытие 11 сентября предстанет в образах и видениях уже полюбившихся киевлянам алхимиков петербуржской группы АХЕи киевского театра «ДАХ». С уверенностью можно сказать одно: будет много разных технических приспособлений и эффектов, будоражащих воображение. Дальше открытие поддержит яркая и космически 8-битная секс-дива из Москвы Саша Фролова и ее совместный с Андреем Бартеневым музыкально-перформативный проект Aquaaerobika. Легкая, заводная, изумительно теплая в своей простоте музыка в сопровождении облаченной в разноцветный латекс Саши и разных диковинных созданий на подтанцовке: роботы-гитаристы, кавайные инопланетные тарелки и голубые супермены.

Саша Фролова Саша Фролова

12 сентября, 19:00: Синтетическую волну фестиваля подхватит часовой швейцарский проект режиссера-хореографа Николь Сейлер. Постановка с японским названием «Нингйо», что может переводиться и как русалка — 人魚, и как кукла — 人形, создана по мотивам японских фольклорных русалок, предстающих не в облике полудев, а в образе чудовищ исследует границы между красотой и уродством. Скорее всего, зрелище окажется рядовым постмодерным проектом, которые наводнили сегодня Европу.

«Нингйо» «Нингйо»

13 сентября, 19:00: Музыкальный спектакль польского джаз-рок коллектива Карбидо «Столик». Павел Цепулковски, Игорь Гавликовски, Маот (Марек Отвиновски), Михаль Литвинец сидят за столом, который является музыкальным инструментом. На нем будут отбивать всевозможные ритмы, повинуясь логике четырех частей спектакля: Восток, Запад, Юг, Север. Будут звучать то восточные, то вестерн-мотивы, то северные песнопения и завывания ветров. Из столика будут извлекаться всякие миниатюрные струнные инструменты, и, несмотря на статику композиции, внутренне это очень динамичная и живая вещь, которую обязательно стоит посмотреть и послушать.

«Столик» Карбидо «Столик» Карбидо

В этот же день в 18:00 и в 20:00 покажут спектакль «СтарухЫ» по одноименному рассказу Даниила Хармса в постановке российского режиссера Фёдора Павлова-Андреева, сына российской писательницы Людмилы Петрушевской, в исполнении настоящей якутской шаманки Степаниды Борисовой. Это обещает быть экзотическим зрелищем. Полутрансовое, полумагическое нашептывание Хармса может оказаться, чем-то безумно магнетическим, вратами в трансовый рай.

«СтарухЫ» «СтарухЫ»

Также будет представлен нашумевший на британском Фриндже испанец «М3 Кубик», о котором мы скажем отдельно, немецкий проект Past is in Front of Ego, мексиканский контемпорари балет Taller Coreogrбfico de la UNAM, латвийский танцевальный проект LOST SOULS и финский перформанс Keskusteluja («Диалоги») с элементами жонглирования, акробатики и мультимедии на остросоциальные темы.

М3-Кубик М3-Кубик

24,25 сентября: Хэдлайнером международной части феста безусловно выступит Пермь. Пермский театр «У моста» и его режиссер Сергей Федотов, открыв в России три года назад всемирно известного ирландского драматурга Мартина МакДонаха и введя на него моду, приедет приучать к модному и красивому киевлян. Два спектакля из ирландской чернушной, но по-своему очень доброй и трогательной трилогии МакДонаха будут показаны на ГогольFestе 24-го и 25-го сентября. Эти два смешных и печальных спектакля иллюстрируют лучшее в школе современного психологического театра.

Об этих постановках мы расскажем отдельно чуть позже.

«Череп из Коннэмары» «Череп из Коннэмары»


Другие статьи из этого раздела
  • Хорошего ровно половина

    Лаборатория Дмитрия Крымова одна из нескольких коллективов-лабораторий, которые режиссер Анатолий Васильев поселил под одной крышей в бывшем своем театре на Сретенке, названном «Школой драматического искусства». Когда года три назад Анатолий Васильев позвал Дмитрия Крымова с его студентами под крыло «ШДИ», Крымов уже возобновил свои театральные опыты показом спектакля «Недосказки». Труппа Крымова не знает художественных границ: как художники они создают красивый визуальный мир декораций, вовлекая в игру предметность и оживляя ее, как актеры они играют, танцуют и поют
  • Іранське ритуальне дійство тазіе

    Тазіе ─ це суто перська театрально-ритуальна традиція, яка попри всі заборони та численні трансформації дійшла до наших часів. У доісламський період (до сьомого століття нашої ери) в Ірані були поширені видовища іншого типу, пов’язані із траурними церемоніями і вшануванням іранських міфологічних героїв: Сіявуша, Шервіна, Іраджа, Заріра. Коли араби захопили Персію, традиційні видовища було заборонено, оскільки cамі араби не мали театру і, мабуть, мало розуміли його суть. Натомість вони принесли іслам, і персам довелося трансформувати історію про Сіявуша у ісламську релігійну оповідь. Так, виникає тазіе, що в перекладі із арабської означає «співчуття», «жалоба». Тазіе, зазвичай, має один стандартний сюжет про загибель імама Хусейна, який залежно від регіону, де він грається, доповнюється чи видозмінюється
  • Испорченный Чехов

    Прочитанная в Киеве пьеса Павла Демирского «Бриллианты — это уголь, который хорошо над собой поработал» — не самая удачная работа драматурга. Текст, который якобы является продолжением «Дяди Вани» А.П. Чехова, на самом деле — его унылая осовремененная карикатура. Сквозь уже знакомые судьбы чеховских героев проходят чисто авторские социальные клише о  «гражданском обществе», «социальной справедливости», «корзине потребителя» и т.п.
  • Грузинский театр — Свободный театр

    «Хотите узнать, чем живет современный грузинский народ,  — сказал на пресс-конференции Автандил Варсимашвили,  — посмотрите спектакли Свободного театра»
  • Самый русский латыш

    18 и 19 марта в киевском Театре русской драмы им. Леси Украинки покажут один из лучших московских спектаклей последних лет. Предыстория его создания такова. Весной 2008 года фестиваль NET организовал в Москве гастроли латвийской театральной звезды Алвиса Херманиса и его Нового рижского театра

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?