ГогольFest: ожидаемое21 апреля 2008

Текст Марыси Никитюк

Даты: 6–25 мая 2008

Где: Мыстецкий Арсенал, ул. Ивана Мазепы, 30

(бывшая ул. Январского восстания, 28. Метро Арсенальная)

Президент фестиваля: Влад Троицкий

Вице-президент: Катрин Зингер-Захарьева

Меценат: Владимир Стадник, директор GrandGallery

Конец апреля — преддверие большого праздника, во всяком случае, праздника культуры. ГогольFest, бывший до недавнего времени под угрозой срыва, из-за начавшихся робот по реконструкции Арсенала, перешел со стадии организационного планирования в стадию активной подготовки. Работники загружены: пространство Арсенала подготавливается к вмещению разных видов искусств. Идейный инициатор Влад Троицкий назвал свое детище «культурным моллом», где, как в огромном супермаркете, можно найти все: литературу, музыку, театр, изобразительное искусство и даже другие фестивали (в рамках Гогольфеста пройдут дни анимационного «Крока», киношной «Молодости», Джаз-Коктебеля и т.д.).

Нулевым этапом фестиваля Влад Троицкий назвал осеннюю попытку насытить произведениями искусств помещение Арсенала. Впрочем, самый организованный ГогольFest, скорее всего, состоится на годовщину украинского писателя, то есть следующей весной. Но то, что произойдет в мае 2008-го, вероятно, тоже будет культурным шоком. Театральная, музыкальная и выставочная составляющие фестиваля обещают быть более чем интересными и, в отличие от прошлого ГогольFest, хорошо организованными. Загадочный Картель кураторов, одним из представителей которого является известный певец, хозяин «ЯГалереи» Паша Гудимов, покажет 13 кураторских проектов.

Фото Ольги Закревской. Паша Гудимов и Владимир Стадник Фото Ольги Закревской. Паша Гудимов и Владимир Стадник

Арсенал поделят на официальное и андеграундное отделение, андеграундное, как и подобает, развернется в подвалах, в грубых неотесанных подвалах бывшего военного завода Арсенал. Игорь Дитковский (генеральный директор культурного комплекса Арсенал) как представитель чиновничьего крыла организации заверил всех, что место «рождения фестиваля равняется месту проживания и смерти». Это значит, что ГогольFest будет только в Арсенале, и больше нигде. Фигура Гоголя, стоит заметить, в данном случае является аккумулятивной, точкой сбора украинского современного искусства. Гоголь идеально подходит — украинскость в нем магическая, а не шароварная, он известен в мире, и он достаточно европейский писатель. Конечно, это и «наш ответ Чемберлену» — сильный голос за право на Гоголя, ведь в России к 200-летию писателя готовятся не менее тщательно.

Фото Ольги Закревской. Катрин Зингер, Влад Троицкий, Игорь Дидковский Фото Ольги Закревской. Катрин Зингер, Влад Троицкий, Игорь Дидковский

По инициативе издательства об искусстве «Кульбит» и издательства «Кальвария» у ГогольFest будет и своя газета, распространяемая у станций метро и возле университетов. Программа ГогольFest насыщена: по две-три акции в день, сюда же подверстывается и серия мастер-классов именитых режиссеров, музыкантов, художников. Что касается театра, Киев еще не видел столько чудных работ подряд, столько режиссерских имен в одном майском месяце.

Владимир Панков— московский режиссер, тонкий алхимик звука и действия, с собственным стилем, который даже получил особое название — sound-драма. Панков создал на пересечении мюзикла, драматического спектакля, рок-оперы и джаз-концерта серию чудесных спектаклей: «Красной ниткой», «Док.тор» и «Молодец» — безумный, зыбкий, сценический текст по не менее безумному тексту Марины Цветаевой (поэма «Молодец»). Музыка у Панкова является еще одним актером, а не составляющей. «Гоголь-вечера», которые будут показаны в рамках ГогольFest — невероятно голосистое зрелище, аутентический Гоголь, переведенный на язык музыки и танца (литературный материал — Гоголь мистический: «Майская ночь или утопленница»).

Гоголь вечера Владимира Панкова Гоголь вечера Владимира Панкова

Еще один московский режиссер, представитель театрального андеграунда, Борис Юхананов, приедет со скандально известным киноклубом «Сине Фантом», а также привезет свой убойный интеллектуальный, особенно с точки зрения юмора, спектакль «ЛабораТория. Голем. Венская репетиция». Спектакль является обсуждением самого себя. Репетиция его была показана на Венском фестивале еврейских театров, и там произошло обсуждение спектакля, которое теперь включено в тело постановки. История Голема и Мегамагарала (его создателя) — история творца и сотворенного, их взаимоотношения, вполне может быть историей театра, объясняющей его природу, неразрывность связи актер-режиссер. Фонтанирующее энергией, интеллектуальное зрелище, которое обязательно всем стоит увидеть.

Обещан в программе и львовский Театр им. Курбаса, три месяца назад посетивший Киев с масштабными гастролями. Львовяне покажут лирический и смешной спектакль «В ожидании Годо» Сэмюеля Беккета. Сюрненький балаган, который никогда не утратит актуальность, по крайней мере, для этого театра, ибо они играют свое собственное ожидание режиссера, чуда, бога (спектакль поставлен в то время, когда Владимир Кучинский, бессменный художественный руководитель театра, во второй раз из него ушел). Да, еще курбасовцы сообразят хоровое пение Ирмосов— религиозных украинских песнопений времен барокко. Завораживающее, энергетически светлое, легкое пение поднимется под купол Арсенала, открывая его звездный акустический потенциал.

Фото Андрея Божка. «В ожидании Годо» Олег Цена — Поццо и Николай Береза — Лаки Фото Андрея Божка. «В ожидании Годо» Олег Цена — Поццо и Николай Береза — Лаки

Береговский национальный театр, где творит Атилла Виднянский, режиссер, для которого в институте Карпенка-Карого был собран особый набор студентов закарпатских венгров, один из удивительнейших курсов института. Береговский театр, говорят, похож на цыганский табор: актеры много путешествуют, возя своих детей за собой. Хотя театр вроде как находится на территории Украины, но живет по большей части за счет Венгрии. Они покажут спектакль «Три сестры» в постановке Виднянского, и «Гамлет. Смерть-Сон» в постановке Влада Троицкого.

Приедет и питерское чудо, инженерный театр «АХЕ», который ведут художники Максим Исаев и Павел Семченко, со спектаклем «Мокрая свадьба». Этот театр специализируется на творении чудес. Искушенный зритель и критик уже давно не удивляются в театре (особенно, в украинском театре), но «АХЕ» наверняка удивится.

С украинской стороны на ГогольFest прибудет незабвенный Жолдак, не то изгнанник, не то скандалист-одиночка. Привезенный им«Один день Ивана Денисовича», который и привезет Жолдак, четыре года назад на Московском фестивале NET был воспринят агрессивно, даже Солженицын письма писал, вроде как обижался. Зрителю покажут эстетизированное, нагроможденное визуальными метафорами понимания тоталитарной машины: вот например, на спектакль с овчарками сопровождают (милая игра в насилие), беснующихся показывают. В почти безмолвствующем действие, с парочкой-другой монологов на весь спектакль, Солженицына и, правда, немного, зато предостаточно Жолдака, которого все так любят и ненавидят.

В спектакле «Один день Ивана Денисовича» разбивают друг о друга полторы тысячи яиц В спектакле «Один день Ивана Денисовича» разбивают друг о друга полторы тысячи яиц

Также выступит «КиевМодерн» балет со своим лучшим танцевальным спектаклем «Дождь». ДАХ представит на фестивале одну серию Украины Мистычной — «Король Лир» и последнюю свою премьеру «Бесхребетность» по пьесе Ингрид Лаузунд.

В программе заявлены также знаменитый дрезденский театр «Дерево», венгерский CsokonaiTheatre, и киевская Творческая мастерская «Театр марионеток» М. Яремчука. К сожалению, Театр марионеток покажет свою последнюю премьеру полукукольный, полудраматический спектакль «Макбет». Он так и застрял в метажанровой пропасти: не куклы и не актеры… надрывающееся зрелище, где попытка кукольников проапгрейдиться в драмактеров раздражает лобовым упорством и режиссерской грубой выкройкой.

Откроется ГогольFest перформансом Влада Троицкого и команды ДАХа. Многие до сих пор помнят прошлогоднее открытие «фонда Ейдос» — водно-огненный перформанс — «Белый Босх», в этом году, надо надеяться, будет не менее сказочное зрелище.


Другие статьи из этого раздела
  • Истина в пиве, радость — в кабаке

    Смешной и остроумный балет In pivo veritas, свою последнюю премьеру, Киев модерн-балет показал под занавес сезона 25-го мая, оставив многих, не попавших на спектакль, в интриге аж до осени. «Истина в пиве» — под таким забавным перифразом остроумного изречения древнеримского историка Плиния Старшего: «истина в вине», Раду Поклитару создал разудалое интеллектуальное зрелище на мотивы ирландского фолька и музыки эпохи Ренессанса
  • …Или все что угодно после просмотра «Марат/Сад» в театре Русской драмы им. Леси Украинки

    Времена жуткие: в воздухе пахло кровью и порохом, на баррикадах гавроши рвали грудь свободе Делакруа и мочились на отрубленные головы аристократов и королей. Марат — одно из главных действующих лиц революции, перед смертью, изводя себя мыслями о революции, он томился в ванной, спасаясь от экзем. Эти соблазнительные картины имеют к рецензии весьма отдаленное отношение, но мне всегда хотелось литературно помечтать на тему «революция и я»: подглядеть за бесчинством черни на улицах дымящегося Парижа, где одновременно в одну эпоху собрались все волнительные персонажи: Шарлотта Корде, Бонапарт, Маркиз де Сад, Мария Антуанетта и Марат.
  • Призрак Уайльда в ТЮЗе

    Мюзикл «Привид замку Кентервіль» поставлен, как утверждают создатели, по мотивам произведения О. Уайльда «Кентервильское привидение». От оригинала, впрочем, осталось немного: герои, место действия и несколько диалогов. Кроме того, история переместилась на тридцать лет вперед. Осовременивая сюжет, режиссер Артур Артименьев ввел в спектакль самолеты, радио, распылители на банках и прочие атрибуты нашего времени, призванные, очевидно, приблизить действие к зрителю театра, то есть — к среднестатистическому школьнику.
  • Далеко не совершенный Чарли

    Если на спектакле вы, запрокинув голову, с интересом изучаете золотистое мерцание пылинок в свете прожекторов, значит, со спектаклем однозначно что-то не так. Пылинки на постановке «Совершенный Чарли» в театре «Сузирья» были обворожительны, чего не скажешь о ней самой
  • Не поздно испугаться…

    Несмотря на то, что спектакль «Поздно пугать…» ставила молодая команда режиссеров и актеров, в результате получилось зрелое, даже мудрое творческое высказывание. Первая часть спектакля выводит на сцену тех, кого принято считать в приличном обществе социальными отщепенцами. Маргинальный общественный шлак, который послужил прототипом для героев пьесы, демонстрирует невежество, порок, грязь, полное отсутствие человеческого

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?