Киев: театральный сентябрь06 сентября 2009

Шорт-лист: куда пойти в сентябре

Советы Марыси Никитюк

Вероятно, сентябрь будет самым интересным периодом всего театрального сезона. Пока столичные театры только входят в рабочий ритм, в Киеве уже начнется эстетический диалог двух фестивалей. Это — мультикультурный, пестрый, андеграундный ГогольFest и строгий, сдержанный фестиваль, посвященный выдающемуся художнику сцены Давиду Боровскому, проходящий в театре им. Леси Украинки. Каждому, кто жаждет не только театральной атмосферы, но и пищи для ума, стоит посвятить сентябрь этим двум событиям.

А чтобы не растеряться в широком ассортименте сентябрьских постановок, предлагаем своеобразную карту походов в театр.

11 сентября — открытие ГогольFest, на котором питерские маги-инженеры АХЕ, привозившие на прошлый ГогольFest свою постановку-инициацию «Мокрая свадьба», покажут вместе с ДАХ-овцами перформанс-шоу. А после выступит очаровательная Саша Фролова и Акваэробика.

13 сентября — в 18:00 и 20:00 «СтарухЫ» Федора Павла-Андреевича, сына русской писательницы Людмилы Петрушевской, обещают быть занятным, экспериментальным зрелищем. В основе постановки — текст Даниила Хармса в исполнении якутской звезды-шаманки Акулины Борисовой.

В 19:00 — «Карбидо» — польский джаз-рок бенд, известный в Украине по совместным проектам с писателем Юрием Андруховичем. Они будут играть на специально сконструированном столе, способном музицировать, как целый оркестр.

16 сентября — в рамках ГогольFest а — «Мr Kubik» Испания (подробно читайте материал «Іспанці у розмірі м3»)

17 сентября — открытие фестиваля «Пространство Данила Боровского», посвященного 75-му дню рождению художника (1934–2006); выставка работ Д. Боровского откроется в 16:00

В 17:00 —на Малой сцене Арсенала — камерная постановка Андрея Билоуса «Сволочи», повествующая о матери и ее психически больном сыне во времена фашистской операции

В 19:00 — на Театральной сцене Арсенала — «Смерть Гоголя», перформансное мистическое представление в сопровождении хорового пения, посвященное Николаю Гоголю, в режиссуре Владислава Троицкого, в исполнении театра «ДАХ»

20 сентября — на театральной сцене Арсенала в 16:00 — «Убийства в соборе» уникального театра под руководством Атиллы Виднянсого. Прошлогодние «Три сестры» зарекомендовали этот интереснейший театр и его режиссера как явление самобытное и чрезвычайно интересное.

В 19:00 — в театре им. И.Франко покажут нашумевшего одесского «Гамлета» Дмитрия Богомазова. В постановке использованы потрясающие декорации известного художника Александра Друганова, только ради них стоит увидеть еще одного театрального «Гамлета».

22 сентября — в 19:00 — спектакль питерского Малого драматического театра под руководством Льва Додина «Дядя Ваня». Постановка идет в минималистской сценографии Давида Боровского, с блестящими исполнителями, такими как: Ксения Раппопорт, Сергей Куришев, Петр Семак.

23 сентября — в 16:00 круглый стол, посвященный творчеству Давида Боровского в театре Русской драмы, при участии худрука Русской драмы М. Резниковича, режиссера Л. Додина, руководителя московского театра «Эрмитаж» М. Левитина, кинорежиссера Р. Балаяна других.

24 сентября — в 16:00 в в театре Русской драмы пройдет творческая встреча с Львом Додиным, уже давно ставшим легендой российского театра.

В 19:00 в Театре им. Леси Украинки — спектакль Додина «Король Лир».

В это же время, в Арсенале начнется постановка пермского театра «У Моста» по пьесе современного ирландского драматурга, нового Шекспира, как его называют на Бродвее, — Мартина МакДонаха. Постановка «Красавица из Линэна» выдержана в характерном для МакДонаха черном юморе, но интересна, прежде всего, своим психологизмом и острой связью с современностью.

25 сентября — в 19:00 в Арсенале пермьцы покажут вторую часть своей МакДонаховской трилогии «Череп из Коннэмары». Эта серия постановок Театра «У Моста», невзирая на черный юмор, очень светлая и даже в каком-то смысле нежная.

29 сентября — в 19:00 в Театре Леси Украинки, продолжая фестиваль им. Д. Боровского, Московский театр «Эрмитаж» покажет спектакль Ю. Кима и М. Левитина «Безразмерное Ким-танго»

30 сентября и 1 октября — в 19:00 в Театре им. Леси Украинки театр «Эрмитаж» и спектакль Ю. Кима «Капнист туда и обратно»

1 октября — в 16:00 творческая встреча с М. Левитиным в театре Русской драмы/


Другие статьи из этого раздела
  • «Жизнь удалась»

    На закрытие ГогольFestа в Киев привезли нашумевший в Москве экспериментальный спектакль по пьесе эпатажного белорусского драматурга Павла Пряжко «Жизнь удалась». Пряжко пишет систематически и много, это, наверное, потому, что писать он может о чем угодно (да хотя бы о трусах! — пьеса «Трусы» была поставлена в Театр doc.). В Москве его ценят и ждут, а главное — ставят на соответствующих для новой драмы площадках, в Белоруссии — не очень ценят и не спешат ставить
  • «Эдип»: печальная стая

    Работать с таким материалом, как древнегреческая трагедия, чрезвычайно сложно в современных условиях: пафос высокой трагедии напоминает о былом величии греческого театра, но имеет мало общего со зрителем двадцать первого века, диссонируя с ним, и оставляя его по большому счету равнодушным. Владу Троицкому удалось сделать из практически неодушевленного для современности материала шепчущую драму живой боли
  • Испытание Вагнером

    Репертуар Киевской Оперы топчется вокруг «шлягеров» XIX — начало XX веков. В него включены «обязательные» произведения украинской музыки, ведь без  «Тараса Бульбы» и  «Запорожца за Дунаем», по мнению театральных менеджеров, никак не обойтись украинскому слушателю. Зачем ему, меломану, в самом деле, моноопера «Нежность» Виталия Губаренко? Архаичные постановки добротно «украшены» анахроничными актерскими приёмами: «Посмотрите, как взволнованно я заламываю руки» или  «Мы словно целуемся, поэтому мы отвернулись от публики»
  • Театр насилия Венсана Макеня

    Спектакль «Идиот» длится 3 часа, не считая перформенса в холле — нервные вздрагивания и затыкание ушей — обычная награда смельчаков, решившихся насладиться Достоевским от Венсана Макеня в зале Жемье национального театра Шайо. Введение публики в атмосферу «действа» начинается еще до входа в зал: холл театра украшен воздушными шарами и радостными Happy birthday, звучит Joy Division.
  • «Венецианский купец» или  «Сатисфакция»?..

    Название «Венецианский купец» показалось Станиславу Моисееву не вполне подходящим для его уже давно ожидаемой премьеры в Молодом театре по одноименному шекспировскому тексту. Так родилась «Сатисфакция»: прозрачно и даже несколько прозаично, поскольку все действительно получат то, что хотели: зритель — свою долю не самой плохой комедии с любовными перипетиями, актеры — аплодирующую публику, режиссер — кассовый спектакль. Получилось, в общем, хорошо, смешно, в стиле Молодого театра,  — несколько наиграно, но и не без вкуса.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?