«Лісова пісня»: новая драма в классическом сюжете07 июня 2012

Текст Марыси Никитюк

Фото Евгения Рахно



26 мая на малой сцене «Дворца Украины» львовский театр им. Л. Курбаса
Показал спектакль Андрея Приходько по мотивам «Лісової пісні» Леси Украинки



Львовский театр им. Леся Курбаса сегодня является одним из самых сильных театров Украины, его коллектив продемонстрировал в Киеве — талант, органику, остроту. Весенние мини-гастроли театра в Киеве состояли из спектакля «Амнезия, или маленькие супружеские преступления» по пьесе французского драматурга Э. Шмитта и авангардной постановки «Лісової пісні» Леси Украинки.

Особого внимания заслуживает, несомненно, работа Андрея Приходько с классическим материалом «Лісової пісні». Режиссер легко доказал, что в умелых руках отечественная классика имеет огромное очарование, достаточно обратить ее к современной эстетике и к интеллектуальным актерам.

Постановка была создана к 140-летию со дня рождения поэтессы при поддержке фонда «І3». Три части спектакля названы тремя «Колядами»: «Свято», «Клопоты» и «Смерть». Все три части насыщены украинскими народными песнями коллективов «Божичи», «Кросна», «Дерево» в стильной обработке Марьяны Садовской и в исполнении актеров театра. Живой, современный, свободный этнический колорит песни и танца прекрасно дополнялся актерскими импровизациями и интерактивом.

Начало спектакля — театральное рождественское представление — «Вождение козы». Зрители сидят с четырех сторон вокруг сцены, актеры играют и поют в кругу сцены и между рядами, создавая мистический флер живого леса. В козьих шубах, в шапках, в больших длинных угловатых масках появляются на сцене, словно древние языческие боги, собравшиеся погулять на христианском святе, артисты…

Рождественский обряд «Вождение козы»: Хозяин и его Коза Рождественский обряд «Вождение козы»: Хозяин и его Коза

Курбасовцы в этой интермедии представили не только свой мощный комедийный потенциал, исходящий из подлинной органики народных гуляний, но и продемонстрировали смелую работу со зрителем. Актер Олег Цена веселыми шутками-прибаутками вытягивает зрителей с зала петь песни и водить хоровод вокруг козы. Он исполняет в спектакле эпизодические роли и роль Лесовика, но внимание приковывается к его персонажам мгновенно, его дар общения с аудиторией — неповторим и органичен.

Курбасовцы пытаются вмести со зрителем спасти Козу Курбасовцы пытаются вмести со зрителем спасти Козу

Идеологически в своей постановке Андрей Приходько говорит об утрате национальной идентичности. Он противопоставляет былую духовную целостность украинского народа, живущего некогда в гармонии с природой, разложившемуся урбанистическому обществу современной Украины. Настоящая жизнь — это голос сердца. Голоса сопилки молодого мальчика Лукаша (его в первой части исполняет Ярослав Федорчук) достаточно, чтобы природа откликнулась на его песню. Но человеку мало вечно прекрасного, он в плену — стереотипов, навязанных целей, сиюминутной моды, рыночной пошлости. В последнем акте Приходько рисует портрет нации отбросов, потерявших язык, веру, любовь, идентичность, сломанной алкоголем, сигаретами, бранью, ненавистью, ложью.

Первая встреча молодого Лукаша в исполнении Ярослава Федорчука и Мавки — Оксаны Козакевич Первая встреча молодого Лукаша в исполнении Ярослава Федорчука и Мавки — Оксаны Козакевич

В последней части, где Лукаш живет со своей женой Кылыной, Приходько создает из пьесы Леси Украинки «новую драму». Лукаш — в натуралистичном исполнении Андрея Козака — спившийся мужик в фуфайке и сигаретой в зубах. Небритый и сальный, он, как загнанный зверь попал в капкан жизни, застрял между двух склочных женщин — матерью и женой. Классический текст изрядно переделан в русскую местами матерную речь и в суржик, но это, безусловно, оправданная и необходимая метаморфоза поэтической речи Леси Украинки, только так мы отчетливо видим, что случилось с той красивой, нежной Украиной прошлых времен.

Приходько делает то же, что и белорусский драматург Павел Пряжко, он раскрывает деградацию нации посредством драмы языка, показывает людей, вмещающих вселенные смысла в связку «шо, ша, а шо?», людей-зверей утративших возможность к коммуникации.

Открытием этого спектакля является актриса Оксана Козакевич, исполнившая роль Мавки. Белокурая, безгранично щедрая на эмоции, ее Мавка — девочка-зверек. Она как ребенок прыгает, забавляется, искренне смеется и радуется любви, солнцу, лесу. Козакевич светится изнутри детской радостью. И тем печальнее провожать ее в небытие, когда, бросившись последний раз с надеждой к любимому, она разбивается о холодную стену безразличия и умирает.

Пробуждение Мавки от зимнего сна Пробуждение Мавки от зимнего сна

Примечательно, что Андрей Приходько сдваивает образ Мавки и Кылыны, ее соперницы. Оксана Козакевич играет, и Мавку-белочку, и пролетарского духа Кылыну с серпом в руке и в мужских штанах. Возможно, если бы эта среда людей приняла бы Мавку к себе, она неизбежно поддалась ее губительному влиянию. А, может, Кылына — это и есть Мавка, которая, подняв руку на своих сестер, — полевых мавок — теряет свое сердце, и тогда приговор режиссера очень жесток: нет никакого спасения, невозможно обратиться к истокам, наши истоки — это мы и есть. А пришедшая к Лукашу в финале Мавка — это его предсмертная мечта и наша иллюзия, будто бы жизнь могла бы быть лучше без наших усилий.

Лукаш в первой части спектакля — Ярослав Федорчук Лукаш в первой части спектакля — Ярослав Федорчук

Дядько Лев — Олег Стефан Дядько Лев — Олег Стефан

Русалка — Тамара Горгишели Русалка — Тамара Горгишели

Лукаш и Мавка — непосредственные дети Лукаш и Мавка — непосредственные дети

Мавка пытается вырваться из объятий Перелесника — Андрей Водичев Мавка пытается вырваться из объятий Перелесника — Андрей Водичев


Другие статьи из этого раздела
  • «Римини Протокол». Театр новых форм

    «Римини Протокол» — это театральная группа, созданная в 2000-ом году тремя артистами-экспериментаторами: Хельгардом Хаугом, Даниэлем Ветцелем и Штефаном Каэги. Они известны в Европе своими нестандартными и, на первый взгляд, не театральными постановками. К примеру, одна из их робот заключается в том, что зритель заходит в телефонную кабину и связывается с оператором из Дели. На биеннале в Венеции «Римини Протокол» показали свою новую работу — документальный спектакль об эмигрантах из Казахстана, а также специально для фестиваля в короткий срок создали театральный квест с айподами «Видео-прогулка по Венеции».
  • Прерванный эксгибиционизм

    Театральный критик Сергей Васильев и актриса Татьяна Круликовская создали своеобразный спектакль по отрывку романа «Невиновные» австрийского писателя и философа Германа Броха. «Святая похоть служанки Церлины» театра «Сузір’я» — это монолог-самообличение (литературная редакция и адаптация — Сергей Васильев), в котором святая грешница Церлина предстает грубой, простой, неприятной, а вместе с тем, забавной и обаятельной особой.
  • Юная энергия классики или почти сумасшедшая «Женитьба»

    Агафью Тихоновну переселили на Оболонскую набережную в двухэтажный элитный особнячок, вручили ей две квартиры в центре и дачу под Киевом. Жевакина сделали не моряком, а певцом, эдаким Элвисом с заячьей губой и феерическими повадками. Яичница из коллежского асессора превратился в заместителя начальника налоговой службы, ему надели круглые очки кота Базилио, приталенную жилетку, пижонские штаны и снабдили несколько гейскими повадками. Словом, все персонажи — утрированные представители нашего «сегодня»
  • Немцы в Украине: три дня самоидентификации

    Новая инициатива Гете-института — это комплексный театральный проект, посвященный проблемам идентичности и прошедший под знаком концептуального вопроса «Кто Я?». Второго декабря провели закрытый показ спектакля «Бешенная кровь» Нуркана Эрпулата и Йенс Хиллье и публичную читку пьесы Мариуса фон Майенбурга «Камень». Третьего декабря показали спектакль Центра «Текст» и Черкасского муздраматического театра им. Шевченко «Город на Ч.»
  • ГогольFest: Украинский шоу-кейс

    В этом году в рамках ГогольFestа пройдет первый украинский шоу-кейс — специально подготовленная программа лучших, по мнению организаторов, постановок прошлого сезона в Украине. Основная задача шоу-кейса — привлечь внимание зарубежных продюсеров и менеджеров к отечественной театральной продукции.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?