«Мокрая свадьба» и миропорядок12 мая 2008

Текст Марыси Никитюк

Он и Она родятся…

Он и Она приготовятся…

Он и Она встретятся…- алхимия любви — метафора театра «АХЕ»

Человеческое воображение всегда влекли недоступные знания и возможности. Одна из самых красочных и глубоких метафор человечества — алхимия — до сих пор возбуждает мистический трепет. Кто не представит таинственную, потайную комнату, где стол уставлен дымящимися колбами цвета изумруда, аквамарина и фуксии, где огненной птицей наблюдает мудрый феникс, а в углу, в кувшине персидской росписи, спрятано мумие?

Петербургский театр «АХЕ» в прямом и переносном смысле занимаются алхимией. И хотя современная наука ушла далеко вперед, и всем давно ясно, что сказок не бывает, но миропорядок так и остается не высказанным, не охваченным, до конца не объясненным. С помощью объемного кипящего дыма, молока, вина, песка, огня и диковинной машинерии театр «АХЕ» вовлекает зрителя в игру знаков и значений, выводя бессловесный диалог на архетипический уровень.

Фото Евгения Рахно. Максим Исаев — халдейский маг — усмиряет молоком непокорного Мужчину (Алексей Меркушев) Фото Евгения Рахно. Максим Исаев — халдейский маг — усмиряет молоком непокорного Мужчину (Алексей Меркушев)

Стиль своих постановок один из основателей «АХЕ» художник Максим Исаев охарактеризовал как «динамическая скульптура». Пространство их «Мокрой свадьбы», невербального спектакля, показанного в Киеве в рамках ГогольФеста, тяготеет к визуальному искусству, картинности, напоминая демиургический вакуум, в котором собраны все стихии. Исаев и Семченко — два мага в своем обращении с главными героями Мужчиной (Алексей Меркушев, актер «ДЕРЕВА») и Женщиной (Илона Маркарова) — демиурги, не ведающие ни жалости, ни любви, ни ненависти.

Фото Андрея Божка. Омывание вином-кровью рук демиурга Павла Семченко перед началом волшебства Фото Андрея Божка. Омывание вином-кровью рук демиурга Павла Семченко перед началом волшебства

Вся постановка сложена из происходящих друг из друга ритуалов приготовления, зачатия, инициации, свадьбы, является длительной подготовкой Его и Ее (первых, единственных, очередных) друг к другу. Женщину водят в закрытой башенке, ее лицо спрятано за белым стеклом, ее посыпают мукой, бьют цветами, омывают молоком. Мужчину же, зачав из земли молочным семенем, достают борющегося, голого и неразумного канатами наверх, где купают в ваннах из песка и кипящего дыма.

Пространство готического Арсенала, где своды уходят стремительно ввысь, ведя за собой живое эхо, идеально подошло под «Мокрую свадьбу». В конце Арсенала за колоннами размещен зрительный зал, посреди пространства, отведенного под сцену, — бассейн, за ним — дымящийся алтарь, где из земли и молока родится Алексей Меркушев. Над алтарем в железных лесах (светоконструкция) — еще одна площадка, где почти под небесным сводом некто Бородач готовит Мужчину к появлению Женщины. Внизу множество инженерных приспособлений, романтикой изобретательности уводящих в мистическое Средневековье — все пространство дышит и движется. «Ахейцы» не оставляют его в одной плоскости, используя бэкграунды и параллельные действия.

Фото Андрея Божка. Женщину (Илона Маркарова) тщательно готовят, омывают руки молоком, посыпают голову мукой Фото Андрея Божка. Женщину (Илона Маркарова) тщательно готовят, омывают руки молоком, посыпают голову мукой

В итоге дебоширящего Мужчину маги-праотцы уволакивают из бассейна от Женщины, рвут на нем одежды, и пока она на заднем плане ритмически что-то лепит из теста, на нем распиливают рыбу. Когда его оставляют одного голого с огромной рыбиной в руках, актер Алексей Меркушев демонстрирует мастерское владение телом, животный уровень движений так называемого физического театра. Его тело будто в сильном спазме, напоминает демона. Он обмазывается рыбой, извлекая из нее кишки, украшает ими шею как жемчугом, достает из нутра очки, пергамент, и начинает читать. Алексей Меркушев — воспитанник другого легендарного творческого объединения «ДЕРЕВО», обращенного к техникам танца, к пантомиме и физическому театру.

Фото Андрея Божка. Рыба проглотила смысл бытия и Алексей Меркушев должен теперь его найти Фото Андрея Божка. Рыба проглотила смысл бытия и Алексей Меркушев должен теперь его найти

Объяснять каждое действие этой символической постановки все равно, что разбирать картину импрессиониста по мазкам. Она о миропорядке, о том, что встречи не бывают случайными, и о том, что к ним нужно быть готовым, о жизненном пути, каждая ступень которого — выученный урок на пути к личному раю.

Первый вариант «Мокрой свадьбы» был поставлен на Театральной олимпиаде в Москве в 2001 году, Исаев говорит, что от него «разве что бассейн и остался» — так видоизменили художники-основатели Максим Исаев и Павел Семченко спектакль. Благодаря ГогольФесту и у киевлян была возможность 7 мая посмотреть качественный визуальный театр в духе интеллектуального шоу, что здесь бывает не часто.

Фото Евгения Рахно. Павел Семченко Фото Евгения Рахно. Павел Семченко

Фото Евгения Рахно. Илона Маркарова Фото Евгения Рахно. Илона Маркарова

Фото Евгения Рахно. Женщина и Мужчина должны найти друг друга, провожаемые стуком демиургов — одно из испытаний жизни Фото Евгения Рахно. Женщина и Мужчина должны найти друг друга, провожаемые стуком демиургов — одно из испытаний жизни

Фото Андрея Божка. Когда все горит, многое рушится Фото Андрея Божка. Когда все горит, многое рушится


Другие статьи из этого раздела
  • Эхо Промзоны

    На ГогольФесте идеолог и организатор фестиваля Влад Троицкий показал кроме уже существующих в условиях театра «ДАХ»«Эдипа. Собачья будка» и  «Короля Лира», новую постановку-эскиз «Школа не театрального искусства». Ею он продемонстрировал грамотное обхождение с пространством промзоны и тонкое кураторство, благодаря которому удалось связать воедино этюды актеров. На повестку дня Троицкий вместе с  «ДАХом» вынес главный вопрос. — О Театре. О театре как об искусстве, о театре как о жизни и жизненном пути
  • Самый русский латыш

    18 и 19 марта в киевском Театре русской драмы им. Леси Украинки покажут один из лучших московских спектаклей последних лет. Предыстория его создания такова. Весной 2008 года фестиваль NET организовал в Москве гастроли латвийской театральной звезды Алвиса Херманиса и его Нового рижского театра
  • «Спектакли всякие нужны, спектакли всякие важны»

    Без складних шокуючих постановок в театрі не буде висоти польоту, власне мистецтва. А без маскультних зрозумілих і смішних спектаклів в театрі не буде глядача. Дмитро Богомазов, як ніхто, вибалансовує між химерними важкими постановками і легкими масовими спектаклями.
  • Бессмертный Старицкий

    Молодой режиссер Вячеслав Стасенко, сделав выбор в пользу нестареющей украинской классики, одним махом убил в себе интеллектуала, зачеркнул эстета и зачал стратега. Едва ли найдется на украинских театральных просторах комедия более любимая зрителями и менее растиражированная режиссерами, нежели произведение «За двумя зайцами» Н. Старицкого
  • Как потратить миллион, который есть

    Тихон Тихомиров поставил бестселлер Гарика Корогодского о еврейском мальчике и об интернациональном счастье

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?