«Монологи вагины» в Киеве15 марта 2010

Текст Марыси Никитюк


Откровение или спекуляция?

25 и 28 марта в киевском концерт-холле «Фридом» покажут спектакль с пикантным названием «Монологи вагины» в постановке итальянского швейцарца Джулиано ди Капуа, который уже 15 лет проживает в России. «Монологи вагины» были созданы американской писательницей феминисткой Ив Энцлер в 1996-ом году в технике вербатим, набиравшей в 90-е годы обороты популярности. Ив Энцлер проинтервьюировала около 200 американских девушек и женщин, составив из их откровенных признаний серию монологов о том, как женщина входит в мужской мир, сталкиваясь с непониманием, нелюбовью, насилием и унижением. Эти монологи постоянно дописываются, так в 2003 году драматург дописала монологи о женщинах в Афганистане под властью Талибана.

В нашем новом мире, где царит видимое, задекларированное равноправие полов, под маской сексуальной революции укрылось взаимное непонимание, несовпадение идентификаций и целей. Женщины стали похожими на мужчин больше, чем сами мужчины, но осознание этого как проблемы не приходит, несмотря на существующий и открытый конфликт женского и мужского начала. Именно поэтому проекты по типу «Монологов вагины» так важны, ведь театр дает возможность посмотреть на явление дистанционно: женщинам понять себя, мужчинам — понять женщин. Можно долго спорить о художественной ценности этой пьесы, но она поднимает социально важный вопрос, пусть он и пребывает в некоторой спекулятивной плоскости: пытаясь быть женским катехизисом, «Монологи» говорят по большей мере о физиологии.

Сначала Энцлер сама исполняла свои монологи на Off-Broadway, потом пьеса стала символом V-дня и борьбы против насилия над женщинами во всем мире, к 2001-м году в ее постановке были задействованы такие звезды как Вайнона Райдер и Вупи Голдберг. «Монологи» переведены на 45 языков мира, игралась более чем в 130 странах. Ив Энцлер — организатор V-движения против физического и сексуального насилия над женщинами. По всей Америке с 1998-го года (год основания V-дня — дня Вагины) 14 февраля в колледжах, школах проходят аматерские и профессиональные постановки «Монологов вагины», сборы от которых идут на борьбу против насилия над женщинами. А почетными членами «Хора Вульви» (название взято с сайта V-дня), которые так или иначе поддерживают день-V, или играли в «Монологах вагины», являются Вупи Голдберг, Вайнона Райдер, Мерил Стрип и другие знаменитые женщины.

В России «Монологи вагины» увидели в 2003 году на Чеховском фестивале в исполнении Штутгарского театра, пьесу обругали, Штутгарских актрис похвалили за смелость и за исполнение. В этом же году Джулиано ди Капуа поставил эту пьесу в Вильнюсе в Литве и привез на фестиваль «Новая драма» в Москву. Через два года, в 2005-ом он уже сделает премьеру в Петербурге, именно этот спектакль увидят киевляне в конце марта.

Монологи ди Капу разделил на четырех актрис, играют: Наталия Кудрявцева, Марина Рокина, Елена Липец и уже знакомая киевлянам по представлению «Мокрая свадьба» питерского театра АХЕ (Гогольфест 2008) Илона Маркарова. Посреди сцены некое символическое углубление, остальное пространство отдано пустоте, чтобы не отвлекать от огненно-красных актрис. Для Джулиано ди Капуа красный цвет это не цвет агрессии, но цвет победы, а «Монологи вагины» — ода женщине, и попытка внести гармонию посредством искусства в мир мужчин и женщин.

Эту постановку стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы знать, что мы отрицаем, а что приемлем, и определить, является ли это искренним кричащим высказыванием или попросту спекуляцией на табуированные темы.


20, 28 марта, 19:00

Гастроли «Монологи вагины»

Concert-hall FreeДом,

Билеты: 600 — 1500 грн.


Другие статьи из этого раздела
  • Ромео Кастеллуччи и Лицо Бога

    Последняя работа гениального итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи, показанная на Венецианской биеннале, была встречена критикой неоднозначно. Самое расхожее обвинение, брошенное режиссеру,  — слишком просто. Очевидно, мир театральной критики привык к тому, что Кастеллуччи создает сложные масштабные спектакли, снабженные развернутыми визуальными метафорами.
  • ГогольFest: 2009

    Театр и музыка — уже традиционно сильные стороны ГогольFestа — будут представлены лучшим из того, что есть в Украине и за рубежом. Несмотря на то, что за два последних года фест так и не оформил четко свое лицо, он все же остается самым заметным событием Киева в этом году. Осенью город будет жить ГогольFestом, проводя все свое свободное время в холодных и угрюмых стенах Арсенала
  • Театр — смерть

    Мир «Гамлета» для Оскараса Коршуноваса — это мир театра, трагической клоунады. Жители датского королевского замка пребывают в тревожном сумраке сценической коробки, они лицедействуют, умея мимикрировать под любую роль в любых обстоятельствах и идя по жизни словно в пространстве игры, осознавая степень содеянного перед лицом кровавого финала, когда нечего и сказать, кроме «Дальше — тишина».
  • Последние крохи тепла: «Калека с острова Инишмаан»

    «Калеку из острова Инишмаан» пришел посмотреть неполный зал — заядлый театрал и рисковый киевский зритель, которому паника ни по чем. Нужно сказать, что театральный зритель наверное самый смелый зритель, в преддверии паники те, кто осмелился прийти, увидели лучший спектакль из ирландской серии «Театра У Моста», а заодно чуть ли не самый красивый и стоящий спектакль, показанный в Киеве с начала сезона. К тому же «Калека» — это лучшая пьеса Мартина МакДонаха на сегодняшний день
  • …Или все что угодно после просмотра «Марат/Сад» в театре Русской драмы им. Леси Украинки

    Времена жуткие: в воздухе пахло кровью и порохом, на баррикадах гавроши рвали грудь свободе Делакруа и мочились на отрубленные головы аристократов и королей. Марат — одно из главных действующих лиц революции, перед смертью, изводя себя мыслями о революции, он томился в ванной, спасаясь от экзем. Эти соблазнительные картины имеют к рецензии весьма отдаленное отношение, но мне всегда хотелось литературно помечтать на тему «революция и я»: подглядеть за бесчинством черни на улицах дымящегося Парижа, где одновременно в одну эпоху собрались все волнительные персонажи: Шарлотта Корде, Бонапарт, Маркиз де Сад, Мария Антуанетта и Марат.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?