На «Перекрестке»07 июня 2012

Марыся Никитюк


Новый балет «Перекресток» стал настоящим скрещением новых идей и творческих усилий нескольких выдающихся творцов. Впервые в Украине для одного проекта собрались лучшие: Раду Поклитару — хореограф, Мирослав Скорык — композитор и дирижер, Александр Друганов — график и сценограф. Балет поставлен профессиональной труппой Поклитару «Киев-Модерн балет» на музыку трех скрипичных концертов Мирослава Скорыка, каждый из которых на двух премьерных днях исполнял приглашенный солист (скрипка): Андрей Белов (Германия), Богдана Пивненко (Киев) и Назарий Пылатюк (Львов).

Раду Поклитару Раду Поклитару

«Перекресток» состоит из трех емких частей, не связанных сюжетом. Открывая музыку Скорыка, Поклитару сделал акцент на ее космическом звучании, он создал некую символическую историю, где основы мироздания открываются в человеческих проявлениях: ревности, любви, власти. «Перекресток» — это символическое отражение мира и рока. В постановке сквозным образом проходит женщина в черном — богиня судьбы. Рождение, жизнь, встречи, расставание, смерть и конец времен — это перекресток человечества.

Все три части это одна история, но словно показана в разных масштабах. То объектив взлетает, и в кадре оказываются — планеты и галактики, то приближается, укрупняя человека, делая его мир таким же безграничным, как вселенная. Этот контраст дает незабываемое чувство маловажности частностей и значительности всего мироздания в совокупности.

Балет «Перекресток» Балет «Перекресток»

На сцене, выложенной большими белыми плитами, танцуют артисты «Киев-Модерн балет» в белых обтягивающих костюмах, изборожденных черными линиями. Главный предмет декораций — чемоданы-ящики, которые танцоры переставляют, сооружая то стену, то гору-пьедестал. Во второй части женщина в черном, Мойра, истошно крича, рожает на свет людей, обрывая пуповину выбрасывает их в мир. Пока мужчины строят этот мир, на пьедестал из ящиков восходит хищная, властная женщина в красном, она требует и покоряет. Убив ее, мужчина впадает в отчаяние, но с рождением нового человека, красная женщина снова восходит на пьедестал в глубине сцены. Третья часть является наиболее мистической, наполненной отголосками разнообразных философских концепций. Эта часть, похоже, посвящена судьбе конкретного человека, который, словно марионетка устает биться в чужих руках, сам мир вот-вот падет и даст повод для рождения нового мира, новой истории.

«Перекресток» — зрелище европейского масштаба, это, возможно, в идейном плане не самая прозрачная постановка, но, безусловно, невероятно красивая… И поэтому ее не хочется расшифровывать посредством слова.

Прекрасно, что Национальная опера объединила масштабных личностей для создания этого проекта. И можно только искренне радоваться нововведениями НОУ: введение в репертуар балета на музыку Radiohead «Radio&Juliet», гастроли Маринки «Хованщина», балет «Перекресток». Надеемся, что эта репертуарная политика будет осуществляться и в следующем сезоне в подобном ключе и качестве.


Другие статьи из этого раздела
  • Ромео Кастеллуччи и Лицо Бога

    Последняя работа гениального итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи, показанная на Венецианской биеннале, была встречена критикой неоднозначно. Самое расхожее обвинение, брошенное режиссеру,  — слишком просто. Очевидно, мир театральной критики привык к тому, что Кастеллуччи создает сложные масштабные спектакли, снабженные развернутыми визуальными метафорами.
  • «Голый французский король»

    В конце октября Киев отведал очень не симпатичное блюдо. Французский спектакль по классической пьесе Пьера Мариво «Игра любви и случая» в постановке режиссера-актера Филиппа Кальварио и театральной компании 95 оказался стопроцентной неудачей, полной огрехов и дурновкусия. Нам показали второсортный продукт из недр самого периферийного французского театра.
  • Серби для естетів

    Рідко коли український театр тішить витонченим інтелектуальним видовищем. І тому постановка «Професіонал» в театрі «Сузір’я» ─ непідробна радість і щастя. Вдвічі приємніше, що поставлена вона за однойменною п’єсою сучасного сербського драматурга Душана Ковачевича, чиї п’єси йдуть у всьому світові, а за його сценарієм був знятий фільм Еміра Кустуриці «Андеграунд». Актори, задіяні в спектаклі, теж особливий подарунок ─ андеграундні професіонали
  • «Монологи вагины» в Киеве

    25 и 28 марта в киевском концерт-холле «Фридом» покажут спектакль с пикантным названием «Монологи вагины» в постановке итальянского швейцарца Джулиано ди Капуа, который уже 15 лет проживает в России. «Монологи вагины» были созданы американской писательницей феминисткой Ив Энцлер в 1996-ом году в технике вербатим, набиравшей в 90-е годы обороты популярности.
  • Искушение от Алексея Лисовца. Премьера

    «Куда подует ветер» — комедия с элементами хорора по пьесе Луиджи Пиранделло «Лиола», работа над которой была начата режиссером довольно давно, показана в начале марта в Театре на Левом берегу Днепра. И каждому, кто был на премьере, очевидно, что такого театрального события можно было ждать сколько угодно долго

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?