Не поздно испугаться…18 апреля 2012

Текст Маргариты Тарасовой

Фото Театра на левом берегу Днепра

Рецензия-впечатление на постановку «Поздно пугать» Т.Антроповой (1 часть) и А.Осмоловской (2 часть)

Премьера состоялась: 3 апреля 2011 г.

Театр: Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра

Несмотря на то, что спектакль «Поздно пугать…» ставила молодая команда режиссеров и актеров, в результате получилось зрелое, даже мудрое творческое высказывание.

Первая часть спектакля выводит на сцену тех, кого принято считать в приличном обществе социальными отщепенцами. Маргинальный общественный шлак, который послужил прототипом для героев пьесы, демонстрирует невежество, порок, грязь, полное отсутствие человеческого. Люди, которые выросли по соседству с кладбищем, промышляют мародерством и влачат жалкое существование, они — «живые мертвецы». Именно так их называет один из героев пьесы. Но, подобно героям Достоевского, в них поверх внешнего аморализма содержится нечто тревожно живое…

Дима — Михаил Досенко, Лера — Анастасия Осмоловсая Дима — Михаил Досенко, Лера — Анастасия Осмоловсая
Остросоциальный ужас, продемонстрированный постановщиками, отвратителен и болезнен тем, что вполне может встретиться в соседней квартире твоего дома. В этой постановке нет ничего такого, чего бы ты ни встретил в реальной жизни. Трущобы, бедность, наркомания, цинизм, дно — все это показано без лака и фарса. Подобное существование течет параллельно с удобным фасадом внешней добропорядочности, а не в другой реальности. И, что самое страшное, это тоже — жизнь, и она борется сама за себя. Актеры не предлагают зрителям посочувствовать героям или пожалеть их, они не побуждают сентиментально вздохнуть над их неблагополучной судьбой или порадоваться за свое устроенное, комфортное существование. Постановщики и актеры вскрывают социальные нарывы, не прикрывая их стерильными бинтами.

Вторая часть спектакля — менее жесткая и более трогательная. В ней повествуется о любви. Главная героиня не знает, умер или нет ее возлюбленный несколько лет назад. В исполнении Тамары Антроповой Татьяна — абсолютно оголенный нерв. Ее душевное напряжение укрупняется удивительным динамизмом, с которым трансформируются декорации и меняются актеры, чтобы обнажить безумие героини. Страх, смех, слёзы, тревога двух людей — так воплощается любовь с помощью особенной ауры двоих.

Она — Тамара Антропова, Илья — Алексей Прокопенко Она — Тамара Антропова, Илья — Алексей Прокопенко

В постановке «Поздно пугать…» всё выдержано в духе сдержанной простоты: простые декорации, простые люди и простые лица, простая жизнь, а точнее выживание. Здесь нет преувеличений, пафосных диалогов, социальных и личных истерик. Тонко и многомерно на сцене раскрывалась иная сторона жизни, прячущаяся от глаз автомобильно-офисных обывателей. Без дополнительных эффектов, самим состоянием актеров и мыслью режиссеров создано ощущение мрака, холода и близости смерти. Постановщики подошли к этой работе с той мудростью, которая свойственна мыслителям, видящим глубину явлений. И создали не пустышку, а объект искусства.

«Поздно пугать…» — абсолютно неподходящее название для того, что может вынести из этого спектакля зритель. Совершенно не поздно испугаться и задуматься над тем, что может скрывать чужая жизнь.

Несмотря на то, что спектакль «Поздно пугать…» ставила молодая команда режиссеров и актеров, в результате получилось зрелое, даже мудрое творческое высказывание Несмотря на то, что спектакль «Поздно пугать…» ставила молодая команда режиссеров и актеров, в результате получилось зрелое, даже мудрое творческое высказывание


Другие статьи из этого раздела
  • Смысловой голод в  «Голоде Кнута Гамсуна»

    «Голод Кнута Гамсуна» создан по мотивам двух произведений писателя — «Голод» и  «По заросшим тропам». В первом — автор рассказывает, как некогда бродил полуголодный по улицам Христиании в поисках журналистского заработка, во втором — описывает свой послевоенный период жизни. Дабы оправдать тот факт, что Гамсун идейно поддерживал фашистскую Германию, его соотечественники пытались доказать ценной унизительных допросов, что старый писатель — безумен.
  • Венецианский купец. Наше время

    Режиссер спектакля Полли Финдли не стала экспериментировать с сюжетом произведения, но ее попытки перенести события в сегодняшний день существенно трансформируют материал
  • Озорной бенефис

    Спектакль «Одинокая леди» по пьесе современного автора Игоря Афанасьева ─ это бенефис замечательной актрисы театра на Левом берегу Днепра Ксении Николаевой. Вопреки ожиданиям (зачастую юбилейные постановки ─ просто милые театральные безделицы) это гармоничная и сложная постановка, самоироничная, философская и озорная, с тонко вплетенными в канву повествования автобиографическими аллюзиями.
  • «Великая Война»

    Сразу нужно отдать должное колоссальному труду и техническому уровню, которые были продемонстрированы московскому зрителю театром Hotel Modern. На сцене — четыре стола, уставленных всякой дребеденью, здесь и миниатюрные, глуповатые, игрушечные солдатики и нелепые зайцы, и машинки, и щетки для обуви, и даже зеленый салат. Здесь рассыпана земля из невидимых глазу, воображаемых окопов. Из всего этого будет воспроизведена притча о «Великой войне», которую покажут на экране, засняв сыгранное в режиме реального времени. Несколько камер, стремительная смена ракурсов и кадров — перед нами лайф-монтаж, тщательно подготовленный и рассчитанный до секунды. Актеры быстро передвигаются от стола к столу, выполняя действия четко и слаженно, бесшумно воссоздавая целостную ленту истории.
  • Жертвуя Турандот

    Самым удачным и неоднозначным спектаклем польской программы в Киеве оказался кровавый опус, воспевающий красоту зла. — «Турандот» neTTeatre, режиссер Павел Пассини «Турандот» — злая полуоперная сказка о Джакомо Пуччини и о его последних днях жизни. Дории Манфреди — это имя шепчет закадровый голос, приятным немного насмешливым тоном, придающий этой странной истории целостность. Менфреди была служанкой композитора, которую жена Пуччини Эльвира обвинила в любовной связи с ее мужем и преследовала, пока та не покончила жить самоубийством.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?