Об интернете с любовью05 июля 2009

Текст Марыси Никитюк

Фото Андрея Божка

Авторы: Юрий Рычков, Олеся Фоменкова и ТК 14
Модератор: Юрий Рычков
Дизайн сцены, продюсер: Олеся Фоменкова
Режиссер видеоряда: Патриция Кузнецова
Звукорежиссер: Богдан Рыбачок
Жанр: виртуальная драма

Мы и не заметили, как стали жить в мире, где нужно быть включенным в сеть, быть он-лайн, проверять драгоценный е-мейл через мобильный в метро или на автобусной станции. В мире, вся информация о котором легко поместилась в справочниках Гугла и Википедии. И, оказалось, что именно информация — и есть Мир, и очень легко потерять мотив ее получения, когда с каждой новой ссылкой — все больше знаков и все меньше человеческого тепла.

Именно об этом говорится в спектакле новой театральной группы 14I seek u («Я ищу тебя»), созвучном с самой известной системой интернет-коммуникаторов ICQ.

С тех пор как реальность интернета стала понемногу подменять саму реальность, искусство охотно пытается вовлечь интернет-пространство в свою систему координат: будь то литературные, кино или театральные миры. «Одиночество в сети» Януша Вишневского, «Матрица» братьев Вачовски, «Лейн» — культовая анимешка о Нете — только вершина айсберга, в глубине которого затеряны мириады повествований о психоделических хакерах, виртуальных мирах, боге в сети и законах миропорядка. Но тема интернета слишком обширна, в ее контексте — миллионы подтем, обобщение которых, как правило, сводится к противопоставлению реальной жизни и интернет-зависимости.

Театр как синтетический вид искусства сам чем-то напоминает интернет, он почти в такой же степени резиновый: вбирает в себя новые технологии, идеи, открытия. В коробку сцены может поместиться и аэропорт, и интернет, и кинематограф, сцена может превратиться в длинные сырые катакомбы, в которых блуждающий зритель встретит и моджахеда, обращающегося через монитор с угрозами, и почтальона на приваренном велосипеде, и симфонический оркестр, притаившийся в черной яме, и многое другое. В 2003 году был такой еврейский проект Medea-exe, в котором он-лайн активность пользователей отражалась на белых полотнах экранов, расположенных вокруг зрителей. В современную драматургию прочно вошли персонажи Инета.

В Украине, однако, к этой теме подходят осторожно, то ли в силу отсутствия качественной драматургии, то ли в силу боязни режиссеров браться за новейшую проблематику. Спектакль или, скорее, театральный медиа-проект, созданный Юрием Рычковым, будет больше понятен интернет-пользователям, нежели театральной публике. Это еще очень сырое, но уже достаточно смелое начинание. Зрелище состоит из трех, переплетенных между собой характерных для интернета сюжетных линий и нетактично вклинивающегося во все повествование бота-спамера. К сожалению, с драматической точки зрения сюжетные узлы получились слабыми и надуманными, хоть и взяты почти целиком из интернет-паутины. Но это ведь не секрет, что реальная жизнь выглядит неправдоподобно и даже надумано, когда ее копируют, не обобщая и художественно не обрабатывая. Реальность, а тем более интернет-реальность, без серьезного эстетического переосмысления выглядит ненатурально.

Основной идеей постановки является поиск взаимопонимания. Первая линия повествует о двух людях, нашедших любовь на сайте знакомств. Он — в Киеве, она — в Марселе, в итоге их встречи — разочарование, еще более усугубившее обоюдное одиночество. Второй сюжет рассказывает об одинокой закомплексованной девушке, пытающейся придумать себе виртуального двойника. Она ищет любви и славы, а находит порнофотографа. Третья история о бизнесмене и мальчике-гее — единственная линия, сулящая теплое человеческое взаимопонимание, но однополая любовь обрывается убийством малыша в день запланированной развиртуализации.

Имитируя Инет-общение, актеры замирают в выразительных настроенческих позах, а на заднике сцены проецируются диалоги, взятые из сети. Но, поскольку понимание пантомимы у актеров далеко от совершенного, суть виртуального диалога сводится к неловкому воспроизведению немого кино. Основной замысел был воплощен крайне наивно даже для медиа-проекта, не говоря о театральных амбициях, очевидно, что до качественного продукта спектакль не дотянул, остановившись на уровне неплохого дипломного спектакля.

При всей своей ярчайшей современности — Инет-реальность, типажи, сленг, проблематика — спектакль выглядит игрушечным, ненастоящим, пластмассовым. Чтобы стать подлинной реальностью, ему не хватает художественности, образности, переосмысления, хорошей игры актеров.

Сегодня, к сожалению, украинский театр полностью игнорирует молодежную аудиторию, с каждым днем все дальше отдаляясь от стильного качественного современного арта, оперирующего и комиксной культурой, и медиа-находками, и возможностями перформанса. Молодой театральной группе 14 нужно еще много работать, не отчаиваясь неизбежными в период роста и взросления неудачами. И при условии качественной работы они смогут успешно занять абсолютно пустующую нишу молодежного театра.


Другие статьи из этого раздела
  • Эдинбург-город фестивалей и дождей

    В разруху послевоенных годов, кровоточа и восстанавливаясь, Европа решила воспользоваться опытом средневекового исцеления, обратившись к фестивалям и карнавалам. В 1947-м году в Эдинбурге сэр Рудольф Бинг вместе с единомышленниками организовал Эдинбургский международный фестиваль: классическая музыка, опера, танец и театр — все о том, чем Европа могла бы быть, если бы не воевала, — возвышенно и пафосно.
  • Город штампов Дмитрия Богомазова

    В ТЮЗе показали «Наш городок» Торнтона Уайлдера
  • «Монологи вагины» в Киеве

    25 и 28 марта в киевском концерт-холле «Фридом» покажут спектакль с пикантным названием «Монологи вагины» в постановке итальянского швейцарца Джулиано ди Капуа, который уже 15 лет проживает в России. «Монологи вагины» были созданы американской писательницей феминисткой Ив Энцлер в 1996-ом году в технике вербатим, набиравшей в 90-е годы обороты популярности.
  • Потрошители ангелов

    9 апреля на Софиевской площади показом уличного спектакля Цирковых студий Марселя «Площадь Ангелов» открыли седьмой по счету фестиваль Французская весна. По канатам, подвешенными над площадью, носились белые фигуры, напоминающие ангелов, и разбрасывались перьями. По началу, перья сдувал куда-то в сторону острый порывистый ветер, и одинокие белые фигуры в черном и холодном небе Киева выглядели довольно скучно и однообразно

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?