Открытие ГогольFestа: «Противоположности красоты»13 сентября 2009

Текст Марыси Никитюк

Фото Ольги Закревской

Полный фото отчет Открытия Андрея Божка


Фото отчет перформанса АХЕ «День Рождения» Евгения Рахно

Открытие ГогольFestа прошло людно, радостно, с чередой встреч и знакомств, походя на большую тусовку, обрамленную двумя яркими событиями — перформанс «АХЕ» «День рождение» и концентр Аквааэробики и Саши Фроловой. Да, еще выступал «ЛЮК», но это было уже слишком поздно и к театральной части никак не относилось.

Одной из самых захватывающих характеристик Арсенала является его внушительный размер, но это же — и одна из самых больших сложностей в организации здесь чего-либо. Решить эту проблему эффективно организатором удалось не вполне. Солидные перерывы между шоу-программами расслабили пульс открытия, превратив публику в аморфную, бесцельно блуждающую массу, расплывшуюся по зданию и наводнившую двор бывшего военного завода.

Действие питерского визуального театра «АХЕ» началось во дворе Арсенала, где художники Максим Исаев и Петр Семченко красили в красный цвет артистов «ДАХа», а те постепенно, ускользая из-под кистей художников, направлялись на второй этаж Арсенала — занимать свои места в сложной инженерной конструкции ахейцев.

Максим Исаев, один из создателей «АХЕ», на потеху зрителям красит актеров в насыщенно-красный Максим Исаев, один из создателей «АХЕ», на потеху зрителям красит актеров в насыщенно-красный

Красный актер «ДАХа» Дмитрий Ярошенко Красный актер «ДАХа» Дмитрий Ярошенко

Интересно ли было смотреть на перформанс ахейцев и даховцев? Да. Первых минут десять. Возможно, потом еще минут пятнадцать в середине, и немножко — в конце. Действие, которое родилось в стенах Арсенала силами театров АХЕ и ДАХ — (вместе «ДАХЕ» — пошутил Максим Исаев) было ярким, хаотичным, художественным, но не драматичным. В основе — тексты Николая Гоголя, это очевидно, но расшифровать их представилось огромной сложностью. Красные актеры пели и читали отрывки прозы, протирали свиное рыло, мылись, собираясь, прийти в гости к праздничному столу, готовили подарки, как и подобает в день рождения. А когда приходили, их поливали водой, жгли их цветы и вырывали страницы из книг. Так или иначе становилось ясно, что действие сосредоточилось на факте сожжения автором второго тома «Мертвых душ». И хотя АХЕ и использовали свой обычный арсенал чудес и трюков, все же вышло скучновато из-за обилия сценических метафор. Их смысл очень скоро затуманился, и публика утратила интерес к происходящему.

Перформанс-открытие «ДАХЕ» под названием «День рождения» Перформанс-открытие «ДАХЕ» под названием «День рождения»

Красные человечки ходили на именины к Гоголю, а получали в благодарность крайне непочтительное поведении Красные человечки ходили на именины к Гоголю, а получали в благодарность крайне непочтительное поведении

Ожидание Саши Фроловой и Аквааэробики показалось вечностью. Но как только космо-дива в пестрых латексах и в новых париках появилась под заводную смесь синти-поп и 8-бит, пространство, наконец, наполнилось атмосферой праздника. Если АХЕ были слишком умные, и наблюдать за ними по мере постановки становилось все тягостнее, то простота и незатейливость масс-символов Саши Фроловой действовала безотказно. На экране за Сашей мелькал тетрис, разрывались техно-сердца, расходились цветные лучи. Ее нехитрые, но заводные песенки про любовь, мороженое, моду дополнялись веселыми мускул-мэнами и персонажами из «Звездных воен». Сначала публика не знала, как реагировать на гротескность розового, девчачьего, мультипликационного образа Саши Фроловой, но это было бесхитростно и главное — весело, и зрителям понравилось. Сама Саша Фролова с Аквааэробикой в Киеве выступила во второй раз, и была в большом восторге и от публики и от Арсенала.

В заключение можно сказать, что на открытие ГогольFestа красивая незамысловатость победила красивый интеллектуализм. Очевидно, такое настроение фестиваля 2009-го года.

Саша Фролова и группа Аквааэробика Саша Фролова и группа Аквааэробика

Саша Фролова выражает нежные чувства к театральному медведю Нафане Саша Фролова выражает нежные чувства к театральному медведю Нафане


Другие статьи из этого раздела
  • «Капітан Джон Сміт їде в Україну»

    Вірляна Ткач зробила виставу за мотивами автобіографії середньовічного моряка
  • «Поздно пугать» в Театре на Левом берегу Днепра

    Сложно и трудно современная проза и драматургия входят в украинские национальные театры. Давно нет советского идеологического заказа или царского запрета на национальный колорит, театры безраздельно владеют творческой свободой. Так, что же им мешает ее реализовать? Почему они угрюмо встречают любую инициативу? Почему творческий поиск в них встречается с заведомо установленным безразличием? По привычке тянут они свой комедийно-водевильный репертуар, лишенный духа, времени, остроты, будто не было в нашей традиции экспериментов Леся Курбаса и поисков 90-х.
  • Тень Тела

    23–26 февраля в Октябрьском дворце легендарный американский танцевальный коллектив «Пилоболус» в первый раз в Украине покажет свое фантасмагорическое представление «Страну теней». Среди них нет профессиональных танцоров, они предпочитают эклектическую хореографию — акробатическую, цирковую, физически сильную и эстетически своеобразную
  • Юродивий Кармен

    Український режисер Сергій Швидкий створив чудо-виставу, змусивши драматичного актора Кирила Біна танцювати химерний балет. Він спаяцував саму Кармен. О, ця зловісна і прекрасна жінка з присмаком крові, кожна акторка хотіла б зіграти рокову диво-коханку. Але Кармен екстравагантного хореографа-режисера Швидкого — це хлопчик-пава з гострим носом-дзьобом. Сцена терпіла ритми фламенко різних красунь в червоних платтях, настав час гротескній паві-трансвеститу з чорною панчохою на голові сколихнути уяви тендітних хлопчиків.
  • Любов — гра… декорацій

    Стрижневим мотивом постановки є кохання, що переслідує героїв, не приносячи їм щастя. Воно має чимало складних іпостасей: це кохання-пекло і кохання-гріх, кохання-забавка і кохання-самоствердження. На його руїнах ніхто з героїв так і не зміг побудувати власного майбутнього, і тому дія спектаклю розгортається на фоні декорацій недобудованого дому, розкиданих цеглин і повітряного змія — символу бажаної і нездійсненної легкості буття

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?