Принудительное развлечение Пустотой27 сентября 2011

Марыся Никитюк


25 сентября, фестиваль «Театральная Нитра»

Спектакль «Принудительное развлечение», живой комикс

Режиссер Тим Этчеллз (Tim Etchells), Великобритания

Форма или содержание — дилемма ХХ века — сегодня почти решена. Было бы содержание, а форма может быть сколь угодно технически совершенна, разнообразна и синтетична. Театр способен поглотить и перевоплотить все: литературу, музыку, медиа, кинематограф, даже интернет. И китайская мудрость «пусть цветут все цветы» в данном контексте не свидетельство толерантности, а выражение самого принципа искусства. Условность театра столь велика, что он практически всесилен и… беспомощен одновременно, потому что, чем больше у него в арсенале эклектики, тем меньше — понимания.

Раздражающий серый мир Пустоты Раздражающий серый мир Пустоты


На фестивале «Нитра» был продемонстрирован довольно забавный — с точки зрения формы — спектакль — «Принудительное развлечение». Это комикс, озвученный актерами в режиме реального времени, где главным героем является экран, на который проецируют стоп-кадры сюжета.

Пока внимание зрителей приковано к экрану, британские актеры безукоризненно озвучивают роли Пока внимание зрителей приковано к экрану, британские актеры безукоризненно озвучивают роли

Ожившие комиксы прекрасно отражают дух нашего времени, в котором рисованные картинки давно вытеснили серьезную литературу. Да и сама история сделана по лекалу компьютерной игры, смысл которой сводится к тому, чтобы выжить. Пара — мужчина и женщина — смотрят в окно на унылый пейзаж, когда к ним внезапно врываются гангстеры, выгоняя их из дома, отданного под снос. Малоприятный вид из окна, состоящий из атомной станции, завода и заброшенных зданий, взрывается и рушится. Окровавленные люди, пытаясь спастись бегством, пробираются люками, туннелями, попадают в тропический лес, а затем — в город, где на улицах валяются отрубленные части человеческих тел.

Абсурдность сюжета усиливается, когда героям звонят люди, которые просят пожертвований, потому что у них взбесился лев. И, когда в домике посреди джунглей, где пара спряталась, звонит телефон, женским голосом рассказывая об Иисусе и ДжиПиэРэС. А на самом интересном месте начинает настойчиво требует уплатить ему. Ни герои, ни зрители, так и не узнают никогда, как же Иисус добрался домой со сломанным гаджетом.

Подобного рода графика может довести до эпилептического припадка любого, ее задача — не дать зрителю вовлечься в примитивный сюжет, отторгнуть его Подобного рода графика может довести до эпилептического припадка любого, ее задача — не дать зрителю вовлечься в примитивный сюжет, отторгнуть его

Неоправданное насилие в обвертке из черно-белых коллажей является концентрацией штампов и клише современной индустрии развлечений. Представление раздражает беспричинностью событий. И, если поначалу, кажется, что название относится к героям спектакля, то в конце ты точно знаешь, что в принудительное развлечение втянут лично ты. Лично ты просчитываешь ходы к отступлению, лично ты считаешь, что создателям нужно гореть в аду, и в итоге лично ты остро чувствуешь бессмыслицу современного мира.

Смысл и основной «меседж» постановки довольно прозрачен (даже, если создатели и не ставили перед собой таких задач) — он выразительно говорит о тотальной Пустоте и безыдейности современности.

Мастерство чтецов было на высшем уровне, они демонстрировали на сцене сам процесс озвучки, что тоже помогало абстрагироваться от «бродилки» Мастерство чтецов было на высшем уровне, они демонстрировали на сцене сам процесс озвучки, что тоже помогало абстрагироваться от «бродилки»


Другие статьи из этого раздела
  • Алхимия «пост-»

    О спектакле «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» Хайнера Гёббельса, увиденном на фестивале TЕART в Минске
  • Іспанці у розмірі м3

    Для пересічного київського глядача, який ще як слід не скуштував європейських театральних марципанів, іспанець Фернандо Санчес Кабезудо (Fernando Sбnchez-Cabezudo) aka Mr. KubiK Producciones може стати новим цікавим досвідом. Вистава, яку привезе його театральний колектив на Гогольфест, являє собою постмодерністський мікс із абсурдизму, кафкіанства та лівої критики під соусом чудернацької кубічної форми.
  • Криcтиан Люпа: «Чайка» и «Заратустра»

    Свой первый спектакль в России известный польский режиссер Кристиан Люпа поставил в Александринском театре, это была «Чайка». Недавно в Центре им. Мейерхольда в Москве прошел показ его второго спектакля «Заратустра» Об этих двух постановках и о самом Кристиане Люпе и рассказывает наш автор
  • Пасторальний портрет театру Вєршалін

    Театр Вєршаліна розташований у старовинній будівлі початку століття. Звичайні кімнати сільського будинку культури перероблені на гримерки, щоб дістатися до сцени, потрібно пройти через низку дверей, аж поки опинишся в найбільшому приміщенні, де проходить вистава, що по-своєму колоритно. Більшість вистав П. Томашука занурені в сільську дійсність — суспільство гріха, архаїчності, яке при цьому сповнене містицизмом та святістю
  • Неистовая нежность Медеи

    Еще романтики в ХVIII веке в жабо да с пышными манжетами считали, что искусственность это не просто хорошо, а только так может быть красиво. Вот этот постулат, подхваченный позже Оскаром Уайльдом, и продемонстрировала 25 октября в театре «Сузір’я» изысканная и искусственная Лариса Парис в роле зловещей Медеи, создав ее совсем Инной. Тихо шепчущей, подлой и любящей с картинными жестами, нарочитыми движениями, инопланетной.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?