Театр насилия Венсана Макеня30 марта 2009

Текст Марины Вознюк, Париж

Что: Свободная интерпретация «Идиота» Ф.М. Достоевского

Режиссер: Венсан Макень, Франция

Актеры: Кристиан Буйетт, Серван Дюкор, Антуан Эрниотт, Тибо Лакруа, Полин Лорийяр, Венсан

Макень, Эмманюэль Матт, Тома Ратье, Паскаль Ренерик.

Вот уже несколько лет подряд Венсан Макень заливает самые модные французские сцены грязью. Но это не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле. Кроме грязи он заливает их чаем, слюнями, кровью и прочими жидкостями природного и не только происхождения.

Спектакль «Идиот» длится 3 часа, не считая перформенса в холле — нервные вздрагивания и затыкание ушей — обычная награда смельчаков, решившихся насладиться Достоевским от Венсана Макеня в зале Жемье национального театра Шайо. Введение публики в атмосферу «действа» начинается еще до входа в зал: холл театра украшен воздушными шарами и радостными Happy birthday, звучит Joy Division.

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»

Зал также оформлен нарядно, продолжая переформансную тему «праздника» в декорациях. Над сценой парит огромный надувной Микки Маус, на сцене стоят бутылки шампанского и хрустальные бокалы, автомат с напитками (Кола-Фанта-Спрайт), сверкает золотистыми переливами красный полупрозрачный занавес, на стенах — граффити «дерзкого» содержания, выполненные губной помадой. Режиссеру несвойственен минимализм в аксессуарах, его постановки напоминают яркий, но кошмарный сон. Экспрессия и пестрота визуального ряда в соединении с грубым действием — контраст который так любит японская попкультура, — давно уже стал фирменным стилем Венсана Макеня.

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»

Стиль Макеня — это граничащее с китчем соединение греческой трагедии, гротеска, гранжа и гламура — душераздирающий крик ужаса перед пустотой. Критики толкуют о том, что он не знает меры.

Собственно от Достоевского осталась только персонажи и сюжетная канва. Старый извращенец Тоцкий (только он не обливается грязью и другими жидкостями на протяжении всего спектакля), дерзкая и не совсем трезвая Настасья Филипповна, капризная бунтарша Аглая, вечно зашуганный Ганя, выдумщик и затейник Лебедев (он периодически бегает по сцене с микрофоном то обнаженный, то облаченный в костюм гигантского белого пушистого зайчика), депрессивно-суицидальный Курт Кобейн-Ипполит, злой и страшный панк Рогожин и, конечно же, ИДИОТ.

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»

Роман «Идиот» подан в стиле панк-роковой истерии сегодняшних развлечений: клуб, наркотики, секс, пустота. К примеру, празднование дня рождения Настасьи Филипповны выглядит безумной «тусовкой» оголтелого бомонда: оглушительные мотивы «Нирваны», истерики, биение головой о стену, брызги шампанского и крови в зал. Одним словом — катарсис полный.

Князь Мышкин бесконечно трогательно передан мастерским исполнением Паскаля Ренерика. Он весь светится «сумасшедшей» добротой и радостью существования, но страдает от соприкосновения с несовершенным миром. В конце его просто подвесят за ноги, воющего от безысходности, потому что, по мнению остальных, он — и есть наибольшее общественное зло.

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»

Это не первый режиссерский опыт изображения издевательств социума над абсолютным добром. В спектакле «Friche 22,66» ангелы теряли перья, из которых потом делались подушки. Опускать божественное ниже земного стало обычным делом. Но Венсан Макень далек от цинизма, он черпает вдохновение в бессмертных трагедиях Софокла, Расина, чтобы пожестче противопоставить их трагедии ультрасовременности. Это не просто желание шокировать (а по словам режиссера — в его спектаклях и вовсе нет ничего шокирующего). Это здоровая реакция более тонко чувствующего человека на отталкивающий мир вокруг него. Персонажи Макеня, несмотря на все ужасы, что с ними происходят, все еще остаются детьми, как, собственно, и сам режиссер — отсюда и вся эта гиперболизация, излишки стиля, «юношеский максимализм». О них можно сказать «робкий» или «наивный», но именно в этой робости и наивности они совершают самые жестокие свои поступки — такое режиссерское понимание «утраченного рая». Все тут с ног на голову: зло — достоинство, непорочность — порок.

По окончании спектакля сцена походит на поле боя после жесточайшего сражения, и тут не обойтись без целой команды техперсонала, которые, кстати, как и сам автор, также принимают участие в перформенсе. Не зря режиссер предпочитает понятие «коллективное производство» обычному — «постановка». Сцена для Венсана Макеня — место выражения наивысшей свободы; пространство, где нужно рисоквать. «Я люблю риск, случайность, говорит режиссер. Нужно уметь его создавать — с актерами, с публикой, с текстом. Иначе рискуешь слыть скучным…».

Спектакль Венсана Макеня «Идиот» Спектакль Венсана Макеня «Идиот»


Другие статьи из этого раздела
  • Кто здесь маньяк?

    В пьесе немецкоязычного автора Лукаса Берфуса «Сексуальные неврозы наших родителей» остро поставлен вопрос двойной морали общества. Это и странный, и магнетический текст о девочке Доре, болезнь которой подавляли таблетками, а потом прекратили и удивились тому, как быстро она схватывает на лету пороки современного мира.
  • Последние крохи тепла: «Калека с острова Инишмаан»

    «Калеку из острова Инишмаан» пришел посмотреть неполный зал — заядлый театрал и рисковый киевский зритель, которому паника ни по чем. Нужно сказать, что театральный зритель наверное самый смелый зритель, в преддверии паники те, кто осмелился прийти, увидели лучший спектакль из ирландской серии «Театра У Моста», а заодно чуть ли не самый красивый и стоящий спектакль, показанный в Киеве с начала сезона. К тому же «Калека» — это лучшая пьеса Мартина МакДонаха на сегодняшний день
  • «Диплом» жизневеда

    В Киеве показали документальный театральный проект о высшем образовании и смысле жизни
  • ГогольFest: Украинский шоу-кейс

    В этом году в рамках ГогольFestа пройдет первый украинский шоу-кейс — специально подготовленная программа лучших, по мнению организаторов, постановок прошлого сезона в Украине. Основная задача шоу-кейса — привлечь внимание зарубежных продюсеров и менеджеров к отечественной театральной продукции.
  • Ромео Кастеллуччи и Лицо Бога

    Последняя работа гениального итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи, показанная на Венецианской биеннале, была встречена критикой неоднозначно. Самое расхожее обвинение, брошенное режиссеру,  — слишком просто. Очевидно, мир театральной критики привык к тому, что Кастеллуччи создает сложные масштабные спектакли, снабженные развернутыми визуальными метафорами.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?