Десятый юбилейный фестиваль NET проходит масштабно и весело, демонстрируя Москве пограничные театральные «вещицы», обрамленные серьезными драматическими постановками. Открывал фестиваль полнокровный хореографический спектакль по мотивам «Моби Дика» в постановке Франсуа Верре «Без Возврата». Закроют ─ «Три сестры» в постановке Андреаса Кригенбурга. А между этим будут представлены различные эксперименты с формой. Немецкая театральная группа «Римини Протокол» привезла свой грандиозный телефонный проект «Калькутта в ящике» (зритель в ходе спектакля созванивается с Калькуттой), также в программе — финский панк-мюзикл «Птички, Детки и Цветочки» Кристиана Смедса и группы «Братья Хоукка», презентация современной финской драматургии, новый спектакль Ивана Вырыпаева и движения «Кислород» ─ «Объяснить» и многое другое.

По случаю юбилея фестивальная программа насыщена более, чем обычно, и длится целый месяц, с 11 ноября по 5 декабря 2008 года.

Теплое финское хулиганство25 ноября 2008

Текст Марыси Никитюк

С финским режиссером-драматургом Кристианом Смедсом московская публика знакома очень хорошо, он практически завсегдатай ежегодного фестиваля NET. В прошлом году его спектаклем «Грустные песни из сердца Европы» открывали NET, на нем же несколько лет назад показывали и первую часть трилогии-размышления на религиозную тематику «Странник».

Киевская публика, к счастью, тоже имела возможность познакомиться с этим оригинальным театральным изобретателем и хулиганом. В начале ноября спектакль «Грустные песни из сердца Европы» был показан в киевском Молодом театре.

На сегодняшнем же NETе Смедс и группа «Братья Хоукка» показали вторую часть своих рефлексий на христианскую тематику — католический мюзикл «Птички, Детки и Цветочки» в московском клубе «Б2».

Первая католическая песня
Загрузите флеш-плеер.
Первая католическая песня

Сам по себе жанр «католический мюзикл» настораживает: либо стеб, либо «зря мы сюда пришли», но поскольку Кристиан Смедс и группа «Братья Хоукка» ─ известные хулиганы, то, оказалось, ни первое, ни второе. «Птички. Детки и Цветочки» ─ своеобразный акт музыкального общения со зрителем на тему самого ценного и очевидного ─ любви, социальной свободы, веры ─ в форме непосредственного и озорного рассказа об итальянском бунтовщике и святом Франциске Ассизском.

Поначалу сложилось впечатление, что ребята попросту устроили стёбный панк-концерт с драйвовыми финскими песнями, в которых изливали наболевшее отношение к обществу потребления и церковному ханжеству, назвав это мюзиклом просто потому, что надо же как-то это с театральным фестивалем увязать.

Юка Валкепаа — незабвенный Франциск и на всю голову оторванный певец Юка Валкепаа — незабвенный Франциск и на всю голову оторванный певец

Сначала Юка Валкепаа в узких пижамных штанах поет о падении церкви, потом ─ остросоциальную песенку «Депендент», а затем удаляется переодеться в образ святого. А зрителю тем временем, ставят старые пластинки итальянской музики 50-х годов, предлагая представить, что он в Италии, на Юге, неподалеку от городка Ассизи: черный кофе, вино, а также история об одном молодом человеке, которого звали Франциск. Отец его был богатым купцом и жаждал славного будущего для своего сына. С этого момента открывается вторая часть постановки в виде теплого общения артистов с публикой: песни пересыпаются рассказами о становлении Франциска, размышлениями на тему веры, любви и жизненного выбора.

Финны подарили зрителям непосредственность, веселый бунт, юмор и теплую атмосферу. Ведя повествование о серьезном движении «бедных братьев» в средневековой Италии, они веселились, как дети, молниеносно примеряя роли, мгновенно и азартно перевоплощаясь то в официантов, то в соратников Франциска Ассизского, а то и в Папу-Гитлера

Папа-Гитлер

Валкепаа-Франциск, одевшись в цветастую панаму и пеструю рубашку-хиппи с изображением Иисуса Христа на спине, построил с «братьями» посреди зала клеенчатую палатку — храм, где спрятались музыканты. И стал ритмично начитывать текст о своей любви к масскульту: к макаронам Карбонара с кетчупом и без, к автобанам, птицам, эстонцам, мисс мира, в особенности к ее груди и т.д. Вдруг пробегает испуганный шепот: Папа пришел. В бархатном коралловом кафтанчике, с гитлеровскими усиками, и белыми рейтузами на голове появляется Папа, предлагая Франциску перебраться в Ватикан (то есть купить его, чтобы тот не представлял угрозы для «святой церкви»). Он поет жесткую песенку «Персонал Джизес».

Вторая католическая и остросоциальная песня
Загрузите флеш-плеер.
Вторая католическая и остросоциальная песня

Нечасто в театре можно увидеть такую заразительную игру: ребята не сыграли, а заигрались в историю святого Франциска, дополнив и расширив ее свободолюбивыми движениями хиппи и панков. Тут и жесткий мат, и философия, и смех, и размышления о любви, бедности, потребностях ─ о социуме.

Кристиан Смедс в развеселом фартуке Кристиан Смедс в развеселом фартуке

Смешно и мило Кристиан Смедс во время спектакля бегал ругаться в соседний бильярдный зал, чтобы не шумели, катая шары. А когда его звали назад ─ он все-таки барабанщик, и без него никак ─ кричал, что сейчас придет, вот только партийку доиграет, вбегая с сигаретой в зубах и бутылкой текилы.


Другие статьи из этого раздела
  • Чорнобиль по-французьки

    Сергій Леонтієвич Массудов в «Театральному романі» Булгакова очевидно і просто вирішив питання написання п’єс: «Що бачиш — пиши, а чого не бачиш — писати не варто». Жіль Грануйє, французький автор і постановник опусу про Чорнобиль «Весна», який показали в Молодому театрі 18 квітня в межах Французької весни, пішов іншим шляхом. Він вирішив написати про те, що читав. Жіль Грануйє наштовхнувся в інтернеті на повідомлення про туристичні поїздки в зону відчуження. І авторська фантазія розгулялася.
  • Неправдоподобие будущего

    После «Трансформеров», «Матрицы», 3-D технологий наблюдать за маломасштабным действием, где бегает несколько роботов-ходулистов и люди в костюмах из папье-маше не очень интересно. Ты ждешь от уличного представления чуда,  — а чуда не происходит. Вероятно, реальность будущего тяжело и дорого создать средствами уличного зрелищного театра. Ведь, по большому счету-то, должны летать машины над головами, вестись перестрелки лазерным оружием, а мега-мозг должен парить над площадью, нависая над нею своими липкими щупальцами.
  • Выдался июль

    «Июль» как литературный текст, коим он все-таки не является (потому что написан для сцены), ни о чем новом не говорит, Сорокин может таких вот героев дедушек-маньяков, матерных людоедов, из замшелой глубинки пачками сочинять. Если «Июль» воспринимать буквально, то это не самая удачная помесь Достоевского с Ганнибалом Лектором. Но вначале текста есть пометка: предназначен исключительно для женского исполнения. Это важно
  • Дайсуке Миура: театр шока и подглядывания

    Одним из самых ярких представителей японского театра последней волны является Дайсуке Миура, режиссер и драматург, создающий жесткие, если не жестокие картины мира, не без наслаждения преподнося их зрителю. Плотоядный, физиологический, зацикленный на темах секса, насилия, обличающий самые темные стороны человеческой души, Дайсуке Миура вошел в театральный мир Японии в 2000-х годах.
  • Західний ГогольFest 2009: грація, пластика, магія

    В цьогорічній театральній програмі ГогольFestу нас чекають несподіванки. Доведеться відмовитись від традиційного уявлення про театр і зануритись у вир експериментів, філософії, пластики, хореографії — магії, яка, сподіваємося, подарує українському глядачу справжню естетичну насолоду.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?