«Войцек». Готическая сказка01 октября 2012

Текст Марыси Никитюк

Фото Евгения Чекалина

Премьера спектакля Дмитрия Богомазова «Войцек. Карнавал плоти» состоялась 14 сентября 2012 года в Театре на левом берегу Днепра.

Те немногие, кто следят за театральными новостями и ждут качественного продукта в этой отрасли, уже несколько лет предвкушали «Войцека» Дмитрия Богомазова. Пьеса Бюхнера «Войцек», посвященная трагедии маленького человека, погибающего под гнетом социума, притягательна своей мистической незавершенностью, ее текст так и не был дописан автором. Она была привлекательна для авангардного театра ХХ века и не менее интересна для экспериментов ХХІ столетия.

Эстетика Дмитрия Богомазова интересна не только для украинского, но и для мирового театрального пространства. Неудивительно, что сочетание магнетической пьесы, самобытной режиссуры и творческого потенциала актеров Театра на левом берегу Днепра дало ожидаемо качественный результат.

Белый грим, готическая чернота фрачных костюмов, безумные глаза главных героев Войцека (Виталий Линецкий) и Марии (Яна Соболевская) отсылают к киноопытам Тима Бертона с его мрачными маргинальными мирами. Однако Богомазов наделил своих героев пронзительной болью живых людей, которые не в силах вырваться из порочного круга своей жизни.

Сюжет пьесы незамысловат в пересказе. Нищий и бесправный Войцек — главный герой повествования. Над ним измывается Капитан, его унижает Доктор, по воле которого он сидит на постыдной гороховой диете. Однако он любит свою незаконную жену Марию и, надо думать, их общего сына. И поэтому, когда ее соблазняет Тамбурмажор (Михаил Кукуюк), он идет на убийство возлюбленной. Режиссер не отходит от текста, но он вдыхает в него жизнь, что гораздо сложнее. Он воссоздает и обосновывает преступление, свершенное по страшным обстоятельствам унижения, вожделения и социального мрака. Мрачная плотоядная жестокость общества, которое окружает Войцека и Марию, нашла свое выражение в названии постановки — «Войцек. Карнавал плоти».

Линецкий, умеющий передавать роли сложные психологические оттенки, сделал Войцека героем гораздо более глубоким, нежели его текстовый аналог. В его исполнении маленький человек стал самым человечным из людей, даже, несмотря на содеянное им убийство. Всеми режиссерскими средствами Богомазов подчеркивает безнравственность общества, оттеняя заостренный нравственный конфликт Войцека.

Доктор (Владимир Заднепровский) озабочен надвигающимися открытиями в области гороховой диеты, местные парни и девушки непристойно пляшут. Виталий Салий в черном балдахине поет и читает тексты, Андрей Саминин играет на бас-гитаре (периодически выходит на авансцену поиздеваться над Войцеком в роли Капитана), Миша Кукуюк исполняет немецкие песенки, считалки в стиле «Рамштайн», а Иван Завгородний играет в эпизоде с уличным балаганом мартышку, как мартышка, он поет оперным голосом красиво-страшно-смешно. Подлинным экспериментом было то, что режиссер ввел в спектакль музыкальную группу, созданную из актеров театра. И благодаря музыкальному сопровождению удалось создать атмосферу кровавого карнавала жизни и шутовской пляски смерти. Все это происходит в мрачных декорациях, созданных Петром Богомазовым.


Другие статьи из этого раздела
  • «Соль» на «Морях»

    Море, по словам Криса Торча, арт-директора проекта «Чорное/Северное Моря», — это символ и линия раздела, с одной стороны, и мост и символ единения — с другой. Политика и экономика уже продемонстрировали свою несостоятельность в попытке объединить Европу, возможно, это удастся искусству. В двухгодичное путешествие художественный караван «Морей» отправился с Одессы, набрав с собой драгоценные плоды творцов, поплыл по морским странам, бросая якорь в портовых городах. Тяготея к метажанрам и копродукции разных видов искусств, проект демонстрирует современные тенденции Европейского искусства.
  • «Бешеная кровь». Или воспитание нетолерантностью

    В Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки режиссер и переводчик Алла Рыбикова продолжает осваивать современную немецкую драматургию. На сей раз, она поставила со студентами актерского факультета университета им. Карпенко-Карого агрессивный спектакль по пьесе немца Йенса Хиллье и турка Нуркана Ерпулата «Бешеная кровь»
  • Херсон и Театр

    Театр как искусство идеологическое, публичное, затратное и респектабельное в основном развивается там, где есть достаточная концентрация людей, денег, промышленности, мыслей, идей, и, вероятно, интеллектуальных снобов, то есть ─ в городах. В особых случаях понимания театра как Пути театральные труппы и их идеологи (Ежи Гротовский, Питер Брук, Шанти) уходят из городов в поисках едва уловимых вибраций вселенной, устремляются в пустыни, туда, где в тишине отчетливее слышен голос Бога.
  • Іранське ритуальне дійство тазіе

    Тазіе ─ це суто перська театрально-ритуальна традиція, яка попри всі заборони та численні трансформації дійшла до наших часів. У доісламський період (до сьомого століття нашої ери) в Ірані були поширені видовища іншого типу, пов’язані із траурними церемоніями і вшануванням іранських міфологічних героїв: Сіявуша, Шервіна, Іраджа, Заріра. Коли араби захопили Персію, традиційні видовища було заборонено, оскільки cамі араби не мали театру і, мабуть, мало розуміли його суть. Натомість вони принесли іслам, і персам довелося трансформувати історію про Сіявуша у ісламську релігійну оповідь. Так, виникає тазіе, що в перекладі із арабської означає «співчуття», «жалоба». Тазіе, зазвичай, має один стандартний сюжет про загибель імама Хусейна, який залежно від регіону, де він грається, доповнюється чи видозмінюється
  • «Том»: уровни правды

    В «Диком театре» поставили провокационный спектакль о современном обществе и его проблемах

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?