«Войцек». Готическая сказка01 октября 2012

Текст Марыси Никитюк

Фото Евгения Чекалина

Премьера спектакля Дмитрия Богомазова «Войцек. Карнавал плоти» состоялась 14 сентября 2012 года в Театре на левом берегу Днепра.

Те немногие, кто следят за театральными новостями и ждут качественного продукта в этой отрасли, уже несколько лет предвкушали «Войцека» Дмитрия Богомазова. Пьеса Бюхнера «Войцек», посвященная трагедии маленького человека, погибающего под гнетом социума, притягательна своей мистической незавершенностью, ее текст так и не был дописан автором. Она была привлекательна для авангардного театра ХХ века и не менее интересна для экспериментов ХХІ столетия.

Эстетика Дмитрия Богомазова интересна не только для украинского, но и для мирового театрального пространства. Неудивительно, что сочетание магнетической пьесы, самобытной режиссуры и творческого потенциала актеров Театра на левом берегу Днепра дало ожидаемо качественный результат.

Белый грим, готическая чернота фрачных костюмов, безумные глаза главных героев Войцека (Виталий Линецкий) и Марии (Яна Соболевская) отсылают к киноопытам Тима Бертона с его мрачными маргинальными мирами. Однако Богомазов наделил своих героев пронзительной болью живых людей, которые не в силах вырваться из порочного круга своей жизни.

Сюжет пьесы незамысловат в пересказе. Нищий и бесправный Войцек — главный герой повествования. Над ним измывается Капитан, его унижает Доктор, по воле которого он сидит на постыдной гороховой диете. Однако он любит свою незаконную жену Марию и, надо думать, их общего сына. И поэтому, когда ее соблазняет Тамбурмажор (Михаил Кукуюк), он идет на убийство возлюбленной. Режиссер не отходит от текста, но он вдыхает в него жизнь, что гораздо сложнее. Он воссоздает и обосновывает преступление, свершенное по страшным обстоятельствам унижения, вожделения и социального мрака. Мрачная плотоядная жестокость общества, которое окружает Войцека и Марию, нашла свое выражение в названии постановки — «Войцек. Карнавал плоти».

Линецкий, умеющий передавать роли сложные психологические оттенки, сделал Войцека героем гораздо более глубоким, нежели его текстовый аналог. В его исполнении маленький человек стал самым человечным из людей, даже, несмотря на содеянное им убийство. Всеми режиссерскими средствами Богомазов подчеркивает безнравственность общества, оттеняя заостренный нравственный конфликт Войцека.

Доктор (Владимир Заднепровский) озабочен надвигающимися открытиями в области гороховой диеты, местные парни и девушки непристойно пляшут. Виталий Салий в черном балдахине поет и читает тексты, Андрей Саминин играет на бас-гитаре (периодически выходит на авансцену поиздеваться над Войцеком в роли Капитана), Миша Кукуюк исполняет немецкие песенки, считалки в стиле «Рамштайн», а Иван Завгородний играет в эпизоде с уличным балаганом мартышку, как мартышка, он поет оперным голосом красиво-страшно-смешно. Подлинным экспериментом было то, что режиссер ввел в спектакль музыкальную группу, созданную из актеров театра. И благодаря музыкальному сопровождению удалось создать атмосферу кровавого карнавала жизни и шутовской пляски смерти. Все это происходит в мрачных декорациях, созданных Петром Богомазовым.


Другие статьи из этого раздела
  • «Анна Каренина»: опиумная страсть

    Эйфмановская «Анна Каренина» открыла зрителю темную бездну обреченной женской души и хаос настоящей, сокрушающей страсти. Умышленно отказавшись от побочных линий, режиссёр аккумулировал все драматическое напряжение романа в треугольнике: Каренина — Вронский — Каренин
  • «Поздно пугать» в Театре на Левом берегу Днепра

    Сложно и трудно современная проза и драматургия входят в украинские национальные театры. Давно нет советского идеологического заказа или царского запрета на национальный колорит, театры безраздельно владеют творческой свободой. Так, что же им мешает ее реализовать? Почему они угрюмо встречают любую инициативу? Почему творческий поиск в них встречается с заведомо установленным безразличием? По привычке тянут они свой комедийно-водевильный репертуар, лишенный духа, времени, остроты, будто не было в нашей традиции экспериментов Леся Курбаса и поисков 90-х.
  • Время маленьких людей. Без хребта

    Влад Троицкий создал прообраз веб-спектакля по пьесе немецкого драматурга Ингрид Лаузунд. Привычного театрального действия в постановке почти нет, актеры сидят на своих рабочих местах, лицо и руки — это их единственные выразительные средства. Пять человек, общаясь друг с другом с помощью камер, изображают современный офис. Здесь каждый сидит в Гугл-токе, межличностное общение прервано, а коммуникация через машины искривлена ложью, двусмысленностью и паранойей. Готовясь войти в дверь к шефу, сотрудники репетируют движения, чтобы лучше выглядеть. А выходят от него просто без лица — вместо него — кусок теста, или с ножом в спине, или с собственной головой под мышкой
  • Опера на энтузиазме

    Зрелищная финальная версия «Кориолана» Влада Троицкого оказалась очередным черновиком
  • Неистовая нежность Медеи

    Еще романтики в ХVIII веке в жабо да с пышными манжетами считали, что искусственность это не просто хорошо, а только так может быть красиво. Вот этот постулат, подхваченный позже Оскаром Уайльдом, и продемонстрировала 25 октября в театре «Сузір’я» изысканная и искусственная Лариса Парис в роле зловещей Медеи, создав ее совсем Инной. Тихо шепчущей, подлой и любящей с картинными жестами, нарочитыми движениями, инопланетной.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?