«Войцек». Готическая сказка01 октября 2012

Текст Марыси Никитюк

Фото Евгения Чекалина

Премьера спектакля Дмитрия Богомазова «Войцек. Карнавал плоти» состоялась 14 сентября 2012 года в Театре на левом берегу Днепра.

Те немногие, кто следят за театральными новостями и ждут качественного продукта в этой отрасли, уже несколько лет предвкушали «Войцека» Дмитрия Богомазова. Пьеса Бюхнера «Войцек», посвященная трагедии маленького человека, погибающего под гнетом социума, притягательна своей мистической незавершенностью, ее текст так и не был дописан автором. Она была привлекательна для авангардного театра ХХ века и не менее интересна для экспериментов ХХІ столетия.

Эстетика Дмитрия Богомазова интересна не только для украинского, но и для мирового театрального пространства. Неудивительно, что сочетание магнетической пьесы, самобытной режиссуры и творческого потенциала актеров Театра на левом берегу Днепра дало ожидаемо качественный результат.

Белый грим, готическая чернота фрачных костюмов, безумные глаза главных героев Войцека (Виталий Линецкий) и Марии (Яна Соболевская) отсылают к киноопытам Тима Бертона с его мрачными маргинальными мирами. Однако Богомазов наделил своих героев пронзительной болью живых людей, которые не в силах вырваться из порочного круга своей жизни.

Сюжет пьесы незамысловат в пересказе. Нищий и бесправный Войцек — главный герой повествования. Над ним измывается Капитан, его унижает Доктор, по воле которого он сидит на постыдной гороховой диете. Однако он любит свою незаконную жену Марию и, надо думать, их общего сына. И поэтому, когда ее соблазняет Тамбурмажор (Михаил Кукуюк), он идет на убийство возлюбленной. Режиссер не отходит от текста, но он вдыхает в него жизнь, что гораздо сложнее. Он воссоздает и обосновывает преступление, свершенное по страшным обстоятельствам унижения, вожделения и социального мрака. Мрачная плотоядная жестокость общества, которое окружает Войцека и Марию, нашла свое выражение в названии постановки — «Войцек. Карнавал плоти».

Линецкий, умеющий передавать роли сложные психологические оттенки, сделал Войцека героем гораздо более глубоким, нежели его текстовый аналог. В его исполнении маленький человек стал самым человечным из людей, даже, несмотря на содеянное им убийство. Всеми режиссерскими средствами Богомазов подчеркивает безнравственность общества, оттеняя заостренный нравственный конфликт Войцека.

Доктор (Владимир Заднепровский) озабочен надвигающимися открытиями в области гороховой диеты, местные парни и девушки непристойно пляшут. Виталий Салий в черном балдахине поет и читает тексты, Андрей Саминин играет на бас-гитаре (периодически выходит на авансцену поиздеваться над Войцеком в роли Капитана), Миша Кукуюк исполняет немецкие песенки, считалки в стиле «Рамштайн», а Иван Завгородний играет в эпизоде с уличным балаганом мартышку, как мартышка, он поет оперным голосом красиво-страшно-смешно. Подлинным экспериментом было то, что режиссер ввел в спектакль музыкальную группу, созданную из актеров театра. И благодаря музыкальному сопровождению удалось создать атмосферу кровавого карнавала жизни и шутовской пляски смерти. Все это происходит в мрачных декорациях, созданных Петром Богомазовым.


Другие статьи из этого раздела
  • О тех, кому принадлежит власть

    В Театре им. И.Франко выпустили долгожданную премьеру – «Эрика XIV» Августа Стриндберга в постановке художественного руководителя театра Станислава Моисеева. Идея обратиться к пьесе шведского классика возникла у режиссера еще пять лет назад, когда театром руководил Богдан Ступка, а работа над спектаклем с перерывами проходила около трех лет.
  • Печальная сказка для богатых. Или печальная сказка о богатых…

    Одного из самых популярных режиссеров Европы, художественного руководителя берлинского театра «Шаубюне», казалось невозможным зазвать ставить в Москву. Во всех интервью Остермайер отвечал, что русского не знает, а ставить в таком случае не считает возможным. Вместо этого он привозил в Россию свои лучшие спектакли: «Нору» Ибсена, «Женитьбу Марии Браун» и нашумевшего в Европе «Гамлета».
  • Черновые, секретные эскизы

    Андрей Жолдак показал журналистам черновые секретные эскизы своего нового спектакля «Войцек», нас якобы впустили в лабораторию мастера, где видео на больших экранах сверху не было демонтировано, и режиссер увлеченно повторял «а здесь должны быть звезды». Перед показом Жолдак всех предупредил — это первый прогон, много чего будет не так. О том, что в «Войцеке» Жолдака, собственно нет Войцека, даже как-то неприлично говорить, режиссер давно всех приучил, что это ханжество — видеть, и, не дай бог, искать в его работах еще кого-то кроме него самого.
  • Сентиментальный сироп для Ады

    Екатерина Степанкова с завидным постоянством создает сентиментальные мелодраматические театральные сиропы, беря тексты пригодные скорее для кино, нежели для театра, она попросту «надевает» их на Аду Роговцеву, полагаясь на ее имя и мастерство.
  • Київська Пектораль 2007

    27 березня у Міжнародний день театру вшістнадцяте вручили премію «Київська Пектораль» — статуетки пекторальних півмісяців і п’ять тисяч гривень на лауреата. Стосовно об’єктивності цьогорічної Премії сумніватися важко: 18 діючих театральних критиків видивлялися з маси київських прем’єр 2007-го року адекватних номінантів і чітко фіксували свої враження. Те, що остаточне рішення приймали не вони, а оргкомітет у складі чотирьох осіб, на результати суттєво не вплинуло, а ось останні суперечки між експетрами та організаторами матимуть продовження в переорганізації роботи експертного комітету. До того ж фінішував цьогорічний комітет без трьох експертів: В. Заболотня, А. Липківська та Котеленець на останньому етапі голосувань участі не брали.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?