Игры Олигархов: Двойной прицел20 декабря 2009

Что: премьера спектакля «Игры Олигархов»

Где: Театр на Подоле

Когда: 13.12.09

Драматург: Александр Прогнимак, политик и меценат

Режиссер: Виталий Малахов

Фото взяты с сайта starlife.com.ua

ТВ-фобия: вечер без пульта у телевизора

Надежда Соколенко

Бывает…

Бывает, что на сцене — ужасная пьеса начальника Государственного управления охраны окружающей природной среды в г. Киеве.

Бывает, что ее показывает хороший театр — Театр на Подоле.

Бывает и такое, что сотрудничество театров с драматургами превращается в союз театра с драмоделами от бизнеса и политики, либо от того и от другого вместе. Первые латают дыры в прохудившихся, многократно урезанных городскими и национальными властями бюджетах, вторые удовлетворяют свои неожиданно проснувшиеся творческие амбиции. При этом обе стороны благополучно забывают о третьем участнике — киевском зрителе, который покорно вкушает дары подобных мезальянсов.

Александр Данильченко в роли олигарха Черного Александр Данильченко в роли олигарха Черного

Иначе как объяснить, что известный режиссер Виталий Малахов поставил в Театре на Подоле «Игры олигархов» по пьесе малоизвестного чиновника (хоть и начальника) Александра Прогнимака, культуртрегерство которого одним спектаклем, конечно, не ограничивается? Александр Прогнимак поддерживает муниципальный театр «Киев», в котором ставились его предыдущие произведения, создал культурно-просветительский центр, скромно названый Alex Art House (при котором с недавних пор действует и детская студия «Alex Art-Студия»). А его коллекция живописи, антикварных книг, древних карт и икон, информация о которой размещена на его же сайте, является «естественным дополнением к портрету талантливого человека, стремящегося изменить окружающий мир к лучшему» (цитата без купюр).

Но не в этом дело. Точнее, не только в этом. Александр Прогнимак создавал «Игры олигархов» как многоходовую, полисюжетную конструкцию, в которой нашлось место как для самих олигархов, так и для пародий на отечественное телевизионное вещание выходного дня. А получился винегрет из политических шоу (все «Свободы…»), попсовых музыкальных программ («Караоке на Майдане», «Шанс»), танцевальных шоу (со звездами и без), засоряющих прайм-тайм ведущих телеканалов страны. И те, кто в театре ищут спасения от телевидения, или, по крайней мере, ожидают увидеть нечто большее, были, очевидно, застигнуты врасплох. Ибо здесь ни выключить звук, ни переключить канал не представляется возможным. А сценография Марии Погребняк — череда белых экранов и вращающихся ширм, на которые и проецируются заставки программ и фоновые изображения — прочно держит на телевизионном крючке уставшее сознание. Да и сами игры олигархов Белого и Черного — наряженных в кимоно Игоря Волкова и Александра Данильченко — напоминают второсортный боевик с очень приблизительным увлечением японской культурой.

Игры олигархов Белого и Черного — наряженных в кимоно Игоря Волкова и Александра Данильченко — напоминают второсортный боевик с очень приблизительным увлечением японской культурой Игры олигархов Белого и Черного — наряженных в кимоно Игоря Волкова и Александра Данильченко — напоминают второсортный боевик с очень приблизительным увлечением японской культурой

А в конце, когда все сюжетные линии сольются, и все узнают, так, кому же из олигархов достанется рудник, и объединятся ли, наконец, две маленькие партии, чтобы пройти в парламент, зрителей ожидает вывод — ни при каких обстоятельствах не следует терять свое человеческое достоинство. Весьма ценное замечание, надо сказать. И главное — поучительное для всех участников процесса: автора пьесы, режиссера и нетребовательного зрителя.

Бывает же…

Вот так заразительно и замечательно в кульминационные моменты актеры вытанцовывали на зрителя Вот так заразительно и замечательно в кульминационные моменты актеры вытанцовывали на зрителя

В театре на Подоле поставили ТВ-капустник

Марыся Никитюк

Приехавший в Киев русский драматург и режиссер Михаил Угаров рассказывал собравшимся на Лабораторию современной драматургии в театре «ДАХ» о том, какой должна быть современная пьеса. Прежде всего, — современной. И на те острые темы, которые волнуют общество. Украинское общество волнуют все первичные ступени пирамиды Маслоу, а интересуют исключительно политика и телевизионный криминальчик. Почему так — это отдельная тема для статьи или же для пьесы, к чему и призывал молодых украинских драматургов Михаил Угаров — посмотреть по сторонам и задать обществу неудобные вопросы. Но вот не всегда те, кто владеет темой (являются ее инициаторами или участниками), или те, кто ее заказывают (то есть платят за свои постановки), могут создать стоящее художественное высказывание. Политику и меценату Александру Прогнимаку пока высказываться — рано, ибо его совместное с режиссером Виталием Малаховым творение «Игры олигархов» — чудовищная помесь КВН-шаржей на тему отечественного телевидения, политической рекламы и бородатых анекдотов. И, что хуже всего, шарж поверхностный, неглубокий и достойный в свою очередь шаржей на самое себя.

Вот стоят в переходах товарищи-художники, а на их мольбертах — Памела Андерсон с раздутыми грудями-шарами и губами на полхолста, но ведь никому же не приходит в голову рисовать шарж на это? А Прогнимаку пришло, и в его немудреной пьесе два олигарха — с глубоким символизмом названные Черный и Белый — играют в шахматы на рудник и смотрят программу, дублирующую все клонированные политические шоу Савика Шустера.

Безусловно, театр должен говорить со зрителем не только о «продаже Вишневого сада», и сегодня рефлексия на современность стала острой потребностью и украинского театра, и общества. Тому, кто первым напишет нечто умное и правдивое о нас, будет честь и хвала. Но все дело в том, что, говоря о современности, важно оставаться в пределах искусства. А для этого нужно говорить правду, правду, которая неудобна, правду, которая обижает каждого: и зрителя, и актера, и мецената. Последнего — прежде всего.

Одна из партий, безумно похожа на реальную партию Витренко (тут и невразумительный заместитель, и гопник, и баба у руля), разместилась в телестудии, предположительно энного Савика Шустера Одна из партий, безумно похожа на реальную партию Витренко (тут и невразумительный заместитель, и гопник, и баба у руля), разместилась в телестудии, предположительно энного Савика Шустера

Несмотря на то, что перед нами было все то, чего мы желали — и современная тема, и остросоциальная конфликтность сюжета, не было главного — остроты ума. И как результат — заигрывание со зрителем, которое его же и унижает. А ведь тот же метод контрастов мог бы быть очень уместным. Вот упитанные олигархи играют в шахматы на рудник и пинают свои марионеточные партии, а вот семья в каком-нибудь Бердичеве, которая ловит каждое экранное слово этих партий и надеется на светлое будущее, которого не будет, — вот уже и публицистическая пьеса. Полумеры и полутона, неготовность ни Театра на Подоле, ни Александра Прогнимака говорить о настоящих проблемах создали дешевую бутафорию остросоциального фарса. Жаль. Все могло быть иначе, и все предпосылки этого «иначе» у Театра на Подоле есть, а желания, похоже, больше нет. Конечно, проще играть со зрителем в примитив, подкладывая дешевый смех без смысла и обеспечивая театру посещаемость. Но за эту сиюминутность театр может поплатиться очень сильно, как случилось в 90-е, когда стал прикармливать грубого и неотесанного зрителя, превращаясь одновременно в его же заложника. И хотя театр — это еще и народное веселье, вульгарное и дикое представление на площади. Но тогда и место подобным постановкам — на площади.


Другие статьи из этого раздела
  • Серби для естетів

    Рідко коли український театр тішить витонченим інтелектуальним видовищем. І тому постановка «Професіонал» в театрі «Сузір’я» ─ непідробна радість і щастя. Вдвічі приємніше, що поставлена вона за однойменною п’єсою сучасного сербського драматурга Душана Ковачевича, чиї п’єси йдуть у всьому світові, а за його сценарієм був знятий фільм Еміра Кустуриці «Андеграунд». Актори, задіяні в спектаклі, теж особливий подарунок ─ андеграундні професіонали
  • Шекспір vs Богомазов

    На горішньому поверсі офісного будинку, в клаустрофобному приміщенні в кінці вулиці Гончара є театр. Якщо добре розійтися фантазією, то замість театру Вільна сцена можна уявити собі булгаківську квартиру № 50 — де в буквальному сенсі вміщаються цілі світи: абсурдиста Іонеско, авангардиста Кольтеса, сучасного німецького драматурга Шімільппфенніга. Зрештою у безрозмірну кімнатку вліз і Шекспір, щоправда перформансований, переведений в режим оперних практик і сучасного актуального танцю.
  • Станция «Одиночество». Билет в один конец

    Что может напугать современного человека? Голод, чума, смерть? Нет, нет, этого можно избежать, это можно излечить или отсрочить. Самое страшное — это одиночество.
  • Овечка Дора: «Сексуальные неврозы наших родителей»

    В предновогоднее суетливое время раздался театральный залп спектаклей, который выпустил из обоймы театра «ДАХ» режиссер Владислав Троицкий. Отладив шекспировские этно-мистерии, соорудив Климовскую серию по Достоевскому, Троицкий обратился к современной агрессивной драматургии. Одна за другой вышли русская антиутопия-вестерн Юрия Клавдиева «Анна» и «Сексуальные неврозы наших родителей» Лукаса Берфуса. Ни какой другой театр в Киеве не ставит агрессивную современную драматургию, и не просто драматургию, а социальную пьесу — такую популярную сейчас в Европе и в России наряду с документальной
  • «Эдип»: печальная стая

    Работать с таким материалом, как древнегреческая трагедия, чрезвычайно сложно в современных условиях: пафос высокой трагедии напоминает о былом величии греческого театра, но имеет мало общего со зрителем двадцать первого века, диссонируя с ним, и оставляя его по большому счету равнодушным. Владу Троицкому удалось сделать из практически неодушевленного для современности материала шепчущую драму живой боли

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?