Искушение от Алексея Лисовца. Премьера16 марта 2010

Текст Марыси Никитюк

Фото Театра на левом берегу Днепра,

фотограф Евгений Чекалин

«Куда подует ветер» — открытие этого года,

его цвет — красный,

его юмор — страшный,

его шарм — дьявольское обаяние.

Этой премьеры ждали почти два года, но ожидание Алексея Лисовца всегда стоит того, один из самых ярких режиссеров в Украине, он удивительно тонко сочетает в себе серьезность и глубину классика с мальчишеской дерзостью новатора. Его спектакли неожиданны, пронзительны, подлинны, и даже, когда они со временем уходят в тень других работ, театральная публика их помнит, по-своему храня им верность.

«Куда подует ветер» — комедия с элементами хорора по пьесе Луиджи Пиранделло «Лиола», работа над которой была начата режиссером довольно давно, показана в начале марта в Театре на Левом берегу Днепра. И каждому, кто был на премьере, очевидно, что такого театрального события можно было ждать сколько угодно долго.

Лиола (Виталий Салий) и все его дети Лиола (Виталий Салий) и все его дети

Действие пиранделловского сюжета перенесено в Сербию. Племянница Теса пытается навязать бездетному старому дядюшке Смыге ребенка от распутного Лиола, зная, что старый богач, не имея детей в браке с молодой женой Биляной, жаждет наследника. В свою очередь Биляна, чтобы упрочнить свое положение, тоже нуждается в ребенке. И он, конечно, будет от Лиола. Теса и Биляна — два подлинно трагических персонажа. С болезненно бледного лица Тесы не сходят злобный оскал злорадства и тень потехи над соперницей. Она охвачена ненавистью и злобой, когда узнает, что Лиола ее перехитрил, сделав ребенка и Биляне. Для обеих женщин в их сюжетной ситуации нет ничего комедийного, живя в атмосфере интриг и обмана, они не замечают, как каждый умысел оборачивается против них же. Гонясь за благополучием и деньгами дядюшки, Теса обречена на позорящую ее связь с беспутным Лиола. Заботящаяся о своем будущем Биляна не замечает, как проходит ее молодость и угасает любовь. На комедийном фоне всего ансамбля персонажей, особенно четко виден трагический контур Женщины, воплотившейся в образах Тесы и Биляны, реалистичной, современной Женщины, неловко обустраивающейся в мире мужчин с помощью молодости, красоты и лжи.

Теса (Анастасия Киреева) и Биляна (Наталья Озирская) Теса (Анастасия Киреева) и Биляна (Наталья Озирская)

Этот маленький сербский хутор — как уменьшенная модель мира или конкретизированный образ ада, обитатели которого гонятся за легкими деньгами, предают, хитрят, строят козни и создают тем самым своего Дьявола — Лиолу. А он, как и заведено у нечистой силы, — очарователен, обаятелен и жесток. Не отзывается его сердце ни на любовный трепет Биляны, ни на старческое унижение Смыги, ни на страстную ярость Тесы. Танцует Лиола в черном плаще и в бордовой шапке с блестками, с ножом в жестокой руке свой порочный и пугающий танец-конвульсию, танцует и дела ему нет до суетных страданий, и на последнем этом танце обрывается цепь колодца, свисающая сверху, как последняя связь с «высшим», то есть — с чистотой.

Брошенная и опозоренная Теса испачканная кровью Лиола, ее попытка зарезать обидчика оборачивается очередным дьявольским издевательством Брошенная и опозоренная Теса испачканная кровью Лиола, ее попытка зарезать обидчика оборачивается очередным дьявольским издевательством

Актерски «Куда подует ветер» выдержан блестяще, даже малыши из Киевской детской академии искусств играют наравне с мастерами. Проверенные актеры Театра на левом берегу Днепра, с одной стороны, демонстрируют жесткое подчинение режиссерскому замыслу (известно, что Алексей Лисовец продумывает каждый шаг, жест, взгляд и поворот головы), который разыгрывается, как по нотам, и партитура его постановок одна из самых жестких. А, с другой стороны, они все — талантливы и самобытны, и поэтому каждый в своей роли неповторим. Потрясающа Леся Самаева в роли тетки Биляны и три девчушки — матери сыновей Лиолы: Ольга Лукьяненко, Алена Колисниченок и Оксана Лаврик. Киреева-Теса очень убедительна в коварстве и злобе, а нежная и аристократичная Озирская-Биляна держится до последнего за соломинку своей чести и совести.

Маленьким звоночком, как манком, сзывает к себе Лиола бесхитростных девушек Маленьким звоночком, как манком, сзывает к себе Лиола бесхитростных девушек

Бесспорно, ярче всех блистает Виталий Салий— Лиола, без такого Лиолы вряд ли бы удался замысел Алексея Лисовца. Этот обаятельный рыжий бес сочетает в себе мягкую инфантильную нежность, смешливость, ребячество с откровенной жесткостью и безжалостностью. Он охвачен острым желанием жить так, как ему хочется, не считаясь ни с кем и ни с чем. В этом своем втором демоническом проявлении Салий раскрепощен, открыт и даже максимально непривлекателен. Он, то шепчет сатанинским елейным голосом издевательства старому Смыге на ушко, то читает рэп вместо пасторальных стихов, то носится по сцене кошачьим, вкрадчивым аллюром. В нем — как и в любом другом падшем существе — многое от животного: он кот, он волк, он лиса; в нем почти ничего нет от человека, им руководит животный инстинкт. Ну не бывает у животных совести. Экстраполируя этот образ на современное общество, где каждый второй соподчинен исключительно инстинктам, и безоговорочному следованию собственным прихотям, можно сказать, что этот спектакль — своеобразный нравственный приговор.

В Лиола — как и в любом другом падшем существе — многое от животного: он кот, он волк, он лиса; в нем почти ничего нет от человека, им руководит животный инстинкт В Лиола — как и в любом другом падшем существе — многое от животного: он кот, он волк, он лиса; в нем почти ничего нет от человека, им руководит животный инстинкт

В финале попранные и униженные жители сербского селения — на полу, их бич Лиола оставил всех с носом, им остается с надеждой смотреть в небо, ища недоступной прозрачности, целомудрия и чистоты.

Алексей Лисовец взял в основу простоватую в каком-то смысле сицилийскую комедию, но выстроил такой парадоксальный угол зрения, что в первоисточнике неожиданно проступил дремлющий драматизм Зла и его двуликое обаяние. Вместо пиранделловской истории о сельском повесе, не отягощенном умом и принципами, Алексей Лисовец рассказал о современном обществе и двойном дне его морали. Для этого режиссер перенес действие из солнечной Сицилии — в не менее солнечную, но более близкую для нас Сербию, демонизировав главного персонажа Лиола, придав его характеру большей конфликтности и глубины. Легкая комедия в духе темпераментных и горячих итальянцев о том, как беспутный бонвиван спасает бывшую возлюбленною от козней злобной родственницы, награждая ее якобы нажитым в браке ребенком, превращается в жесткий нравственный сюжет о сущности аморальных умыслов.

Лиола уговаривает Биляну сделать ребенка «якобы» от Смыги Лиола уговаривает Биляну сделать ребенка «якобы» от Смыги

Мать Лиолы, тетушка Господарич (Неонила Белецкая) и ее сироты-внуки Мать Лиолы, тетушка Господарич (Неонила Белецкая) и ее сироты-внуки

Лиола пытается «впарить» Смыге (Владимир Мовчан) одного из своих детей Лиола пытается «впарить» Смыге (Владимир Мовчан) одного из своих детей

Мать Лиола Мать Лиола


Другие статьи из этого раздела
  • «Механічна симфонія»

    «Механічна симфонія» — це майстерня, завод із виготовлення незвичної, але оригінальної музики, в якій какофонія сучасності зливається із гармонією Всесвіту. Її творять всі присутні — класичні музиканти, інженери, машини і навіть глядачі. Прийшовши на черговий концерт, публіка сподівається просто відпочити, розважитись, послухавши музику, яку для неї виконуватимуть. Але несподівано для самих себе глядачі опиняються на сцені, стають персонажами власної вистави, творцями власної симфонії.
  • «Идеальная пара»: искусство валять дурака

    В киевском Театре на левом берегу Днепра состоялась премьера «пикантной комедии» по пьесе Марка Камолетти «Ох, уж эта Анна!».
  • «Ах, Гамлет, серце навпіл рветься…»

    Про виставу Волинського академічного обласного музично-драматичного театру ім. Т. Шевченка «Гамлет» у постановці Петра Ластівки не хочеться розповідати так, як належить критикові.
  • Время маленьких людей. Без хребта

    Влад Троицкий создал прообраз веб-спектакля по пьесе немецкого драматурга Ингрид Лаузунд. Привычного театрального действия в постановке почти нет, актеры сидят на своих рабочих местах, лицо и руки — это их единственные выразительные средства. Пять человек, общаясь друг с другом с помощью камер, изображают современный офис. Здесь каждый сидит в Гугл-токе, межличностное общение прервано, а коммуникация через машины искривлена ложью, двусмысленностью и паранойей. Готовясь войти в дверь к шефу, сотрудники репетируют движения, чтобы лучше выглядеть. А выходят от него просто без лица — вместо него — кусок теста, или с ножом в спине, или с собственной головой под мышкой
  • Не поздно испугаться…

    Несмотря на то, что спектакль «Поздно пугать…» ставила молодая команда режиссеров и актеров, в результате получилось зрелое, даже мудрое творческое высказывание. Первая часть спектакля выводит на сцену тех, кого принято считать в приличном обществе социальными отщепенцами. Маргинальный общественный шлак, который послужил прототипом для героев пьесы, демонстрирует невежество, порок, грязь, полное отсутствие человеческого

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?