Искушение от Алексея Лисовца. Премьера16 марта 2010

Текст Марыси Никитюк

Фото Театра на левом берегу Днепра,

фотограф Евгений Чекалин

«Куда подует ветер» — открытие этого года,

его цвет — красный,

его юмор — страшный,

его шарм — дьявольское обаяние.

Этой премьеры ждали почти два года, но ожидание Алексея Лисовца всегда стоит того, один из самых ярких режиссеров в Украине, он удивительно тонко сочетает в себе серьезность и глубину классика с мальчишеской дерзостью новатора. Его спектакли неожиданны, пронзительны, подлинны, и даже, когда они со временем уходят в тень других работ, театральная публика их помнит, по-своему храня им верность.

«Куда подует ветер» — комедия с элементами хорора по пьесе Луиджи Пиранделло «Лиола», работа над которой была начата режиссером довольно давно, показана в начале марта в Театре на Левом берегу Днепра. И каждому, кто был на премьере, очевидно, что такого театрального события можно было ждать сколько угодно долго.

Лиола (Виталий Салий) и все его дети Лиола (Виталий Салий) и все его дети

Действие пиранделловского сюжета перенесено в Сербию. Племянница Теса пытается навязать бездетному старому дядюшке Смыге ребенка от распутного Лиола, зная, что старый богач, не имея детей в браке с молодой женой Биляной, жаждет наследника. В свою очередь Биляна, чтобы упрочнить свое положение, тоже нуждается в ребенке. И он, конечно, будет от Лиола. Теса и Биляна — два подлинно трагических персонажа. С болезненно бледного лица Тесы не сходят злобный оскал злорадства и тень потехи над соперницей. Она охвачена ненавистью и злобой, когда узнает, что Лиола ее перехитрил, сделав ребенка и Биляне. Для обеих женщин в их сюжетной ситуации нет ничего комедийного, живя в атмосфере интриг и обмана, они не замечают, как каждый умысел оборачивается против них же. Гонясь за благополучием и деньгами дядюшки, Теса обречена на позорящую ее связь с беспутным Лиола. Заботящаяся о своем будущем Биляна не замечает, как проходит ее молодость и угасает любовь. На комедийном фоне всего ансамбля персонажей, особенно четко виден трагический контур Женщины, воплотившейся в образах Тесы и Биляны, реалистичной, современной Женщины, неловко обустраивающейся в мире мужчин с помощью молодости, красоты и лжи.

Теса (Анастасия Киреева) и Биляна (Наталья Озирская) Теса (Анастасия Киреева) и Биляна (Наталья Озирская)

Этот маленький сербский хутор — как уменьшенная модель мира или конкретизированный образ ада, обитатели которого гонятся за легкими деньгами, предают, хитрят, строят козни и создают тем самым своего Дьявола — Лиолу. А он, как и заведено у нечистой силы, — очарователен, обаятелен и жесток. Не отзывается его сердце ни на любовный трепет Биляны, ни на старческое унижение Смыги, ни на страстную ярость Тесы. Танцует Лиола в черном плаще и в бордовой шапке с блестками, с ножом в жестокой руке свой порочный и пугающий танец-конвульсию, танцует и дела ему нет до суетных страданий, и на последнем этом танце обрывается цепь колодца, свисающая сверху, как последняя связь с «высшим», то есть — с чистотой.

Брошенная и опозоренная Теса испачканная кровью Лиола, ее попытка зарезать обидчика оборачивается очередным дьявольским издевательством Брошенная и опозоренная Теса испачканная кровью Лиола, ее попытка зарезать обидчика оборачивается очередным дьявольским издевательством

Актерски «Куда подует ветер» выдержан блестяще, даже малыши из Киевской детской академии искусств играют наравне с мастерами. Проверенные актеры Театра на левом берегу Днепра, с одной стороны, демонстрируют жесткое подчинение режиссерскому замыслу (известно, что Алексей Лисовец продумывает каждый шаг, жест, взгляд и поворот головы), который разыгрывается, как по нотам, и партитура его постановок одна из самых жестких. А, с другой стороны, они все — талантливы и самобытны, и поэтому каждый в своей роли неповторим. Потрясающа Леся Самаева в роли тетки Биляны и три девчушки — матери сыновей Лиолы: Ольга Лукьяненко, Алена Колисниченок и Оксана Лаврик. Киреева-Теса очень убедительна в коварстве и злобе, а нежная и аристократичная Озирская-Биляна держится до последнего за соломинку своей чести и совести.

Маленьким звоночком, как манком, сзывает к себе Лиола бесхитростных девушек Маленьким звоночком, как манком, сзывает к себе Лиола бесхитростных девушек

Бесспорно, ярче всех блистает Виталий Салий— Лиола, без такого Лиолы вряд ли бы удался замысел Алексея Лисовца. Этот обаятельный рыжий бес сочетает в себе мягкую инфантильную нежность, смешливость, ребячество с откровенной жесткостью и безжалостностью. Он охвачен острым желанием жить так, как ему хочется, не считаясь ни с кем и ни с чем. В этом своем втором демоническом проявлении Салий раскрепощен, открыт и даже максимально непривлекателен. Он, то шепчет сатанинским елейным голосом издевательства старому Смыге на ушко, то читает рэп вместо пасторальных стихов, то носится по сцене кошачьим, вкрадчивым аллюром. В нем — как и в любом другом падшем существе — многое от животного: он кот, он волк, он лиса; в нем почти ничего нет от человека, им руководит животный инстинкт. Ну не бывает у животных совести. Экстраполируя этот образ на современное общество, где каждый второй соподчинен исключительно инстинктам, и безоговорочному следованию собственным прихотям, можно сказать, что этот спектакль — своеобразный нравственный приговор.

В Лиола — как и в любом другом падшем существе — многое от животного: он кот, он волк, он лиса; в нем почти ничего нет от человека, им руководит животный инстинкт В Лиола — как и в любом другом падшем существе — многое от животного: он кот, он волк, он лиса; в нем почти ничего нет от человека, им руководит животный инстинкт

В финале попранные и униженные жители сербского селения — на полу, их бич Лиола оставил всех с носом, им остается с надеждой смотреть в небо, ища недоступной прозрачности, целомудрия и чистоты.

Алексей Лисовец взял в основу простоватую в каком-то смысле сицилийскую комедию, но выстроил такой парадоксальный угол зрения, что в первоисточнике неожиданно проступил дремлющий драматизм Зла и его двуликое обаяние. Вместо пиранделловской истории о сельском повесе, не отягощенном умом и принципами, Алексей Лисовец рассказал о современном обществе и двойном дне его морали. Для этого режиссер перенес действие из солнечной Сицилии — в не менее солнечную, но более близкую для нас Сербию, демонизировав главного персонажа Лиола, придав его характеру большей конфликтности и глубины. Легкая комедия в духе темпераментных и горячих итальянцев о том, как беспутный бонвиван спасает бывшую возлюбленною от козней злобной родственницы, награждая ее якобы нажитым в браке ребенком, превращается в жесткий нравственный сюжет о сущности аморальных умыслов.

Лиола уговаривает Биляну сделать ребенка «якобы» от Смыги Лиола уговаривает Биляну сделать ребенка «якобы» от Смыги

Мать Лиолы, тетушка Господарич (Неонила Белецкая) и ее сироты-внуки Мать Лиолы, тетушка Господарич (Неонила Белецкая) и ее сироты-внуки

Лиола пытается «впарить» Смыге (Владимир Мовчан) одного из своих детей Лиола пытается «впарить» Смыге (Владимир Мовчан) одного из своих детей

Мать Лиола Мать Лиола


Другие статьи из этого раздела
  • Парад румунського театру: Національний театральний фестиваль в Бухаресті

    Кістяк театрального фестивалю в Бухаресті — найголовнішої театральної події року в країні — складався із набору вистав за класикою, поруч із якими виборювала собі місце молода румунська альтернатива. Окрім насиченої театральної програми, фестиваль мав також теоретичну частину, де можна було послухати лекції відомого американського режисера та теоретика театру Річарда Шехнера, відвідати презентації книжкових новинок на театральну тематику за останній рік, а також переглянути документальні фільми про Гротовського, Сару Кейн та інших театральних метрів
  • Что видел Гоголь, сидя на берегу

    Первого апреля в усадьбе Николая Гоголя — Гоголево — отмечали день рождения писателя: Владислав Троицкий организовал специфический open-air и перформанс на воде. К сожалению, гуляние смогли увидеть немногие: местные жители, журналисты и театральная общественность. Три автобуса зрителей были доставлены в родные места Николая Гоголя из Киева. Днем взорам открывались деревянные и соломенные тотемные чудовища, напоминавшие сердитых и злых жрецов майя. По берегу расхаживали колоритные актеры «ДАХа» в соломенных одеждах и носах. А с наступлением темноты начался сам перформанс.
  • Херсон и Театр

    Театр как искусство идеологическое, публичное, затратное и респектабельное в основном развивается там, где есть достаточная концентрация людей, денег, промышленности, мыслей, идей, и, вероятно, интеллектуальных снобов, то есть ─ в городах. В особых случаях понимания театра как Пути театральные труппы и их идеологи (Ежи Гротовский, Питер Брук, Шанти) уходят из городов в поисках едва уловимых вибраций вселенной, устремляются в пустыни, туда, где в тишине отчетливее слышен голос Бога.
  • Милая Мила

    Меня лично никогда не интересовали женщины, живущие для любви, пребывающие в ожидании любви, плавающие в собственной сентиментальной патоке. В отличие от женщин думающих и создающих себя, меня не интересовали женственные судьбы просто женщин. Постановка об Эмили Дикинсон могла бы стать выражением приглушенной боли поэта, столкнувшегося с миром. Поэтессу Эмили Дикинсон сравнивали с Цветаевой, ставили вровень с Уолтом Уитменом, ее судьба ─ это судьба творца, а в постановке центральную роль сыграла женственность, что, вероятно, и обусловило слащавость спектакля
  • Злой рок. «Гамлет»

    Учитывая имена создателей «Гамлета», эта постановка обещала быть захватывающей, подлинной и неповторимой. Режиссер-постановщик ─ Дмитрий Богомазов ─ единственный самобытный режиссер в Украине, работающий на территории условного метафорического театра, замыслы которого завораживают интеллектуальной утонченностью, жестким математическим расчетом и красотой.

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?