«Тиждень актуальної п'єси»

Щорічний освітній фестиваль драматургії для підтримки і розвитку української сучасної п'єси, введеня її в світовий драматургійний контекст.

Организатори: центр «Текст», театральний портал «Театре»

Партнери:

Куратори фестивалю:

Продюсер: Василь Білоус

Дизайн: Ельвін Рзаєв

PR: Христина Хоменко

Дневник фестиваля. День третий07 ноября 2012

Школа театральных критиков

«ФМ. Вербасказ»

режиссер Елена Роман

драматург Александр Юшко

Дебютная пьеса Александра Юшко «ФМ.Вербасказ» была репрезентована на фестивале в весьма необычной форме — это уже не читка, но еще не спектакль. Режиссерское решение вызвало массу противоречий во время обсуждения. Но все же осмелюсь предположить, что несмотря на противоречивую реакцию, зрители стали свидетелями рождения новой экспериментальной театральной формы, максимально сокращающей дистанцию между театром и текстом.
Сам драматург признался, что его пьеса процентов на 60 — вербатим (основана на стенограммах диалогов реальных людей). «ФМ. Вербасказ» это история о том, как память об ушедшем из жизни человеке разваливается на осколки, всплывающие отдельными эпизодами в сознании. По структуре фрагменты пьесы напоминают обрывки радиоволн, на которых сквозь «помехи» вульгарного быта порой прорывается чистое лирическое звучание.
Живой естественный текст, обильно насыщенный ненормативной лексикой, был прочитан речитативом под беспощадный ритм метронома. Перевести дыхание слушателям помогали лишь музыкальные паузы заполненные эйсид-джазом. Экспрессивная подача текста делала его достаточно сложным для восприятия. Но, возможно, именно поэтому приходилось предельно внимательно и сосредоточенно вслушиваться и находить любовь и печаль в бытовых разговорах о бутирате и безработице.

Вероника Барциховская


„Время ведьм

Режиссер Елена Самойленко

Драматург Лана Ра (Украини)

Пьеса написана украинским драматургом Ланой Ра в духе феминистических настроений современного общества и приправлена романтическо-мистической булгаковщиной. Между Лизой и Василием Петровичем, мужем Лизы, возникает далеко не первый в их совместной жизни спор. Бизнесмен хвастается перед своей супругой тем, как он обходит законы о выплатах рабочим при сокращении штата на своем предприятии, и как много он затем жертвует на нужды местной церкви. Лиза обвиняет его в попытке „замолить в церкви грех за обманутых рабочих, но Василий Петрович уверен — греха нет, все «по совести». И в церковь он жертвует не с корыстным умыслом, а исключительно как искренне верующий человек. Эти рассуждения бизнесмена, высказанные в начале пьесы, вызывают последующую горячую дискуссию, которая доходит до абсурда — герою предлагают поучаствовать в обряде крещения по интернету.
Подруга Лизы Тина, также не находит общего языка со своим грубым, неверным мужем. Видя безвыходность своего положения, женщины решают стать ведьмами. Свое решение они намерены реализовать достаточно узко — летать на метлах. По мнению женщин, новая способность даст им почувствовать свободу и независимость, которых им так не хватает. Планы женщин вызывают раздражение и негодование в мужском обществе. «Ведьмам необходимо будет платить огромный налог на метлу, а также их семьи заплатят налог на доход с самого дня рождения ведьмы», — сообщает Артем Федорович, высокопоставленный чиновник, решивший бороться с ведьмами на законодательном уровне.
«Мир женщин — это любовь, доброта, жизнь. А мир мужчин — власть, закон и сила. Такие методы скорее разрушат жизнь, чем создадут!», — оправдывается Лиза.
Некоторые штрихи текста наводят на мысль о проведении аналогий «Времени ведьм» с политическими реалиями Украины. Ведьм становится все больше, они все имеют косу и слетаются на майдан для тотального шабаша, а их предводительницу Лизу, все-таки ловят и сажают в тюрьму. Но никакие стены не могут сдержать свободную женскую душу. А зритель так и не увидел в пьесе настоящего мужчину, что приводит к дисбалансу между образами «хороших» женщин и «плохих» мужчин.
Пьесу читали с вдохновением Наталья Радишевская, Ирина Волошина, Дарья Орехова и Станислав Щёкин — актеры театра „Е, а также, Александр Юшко — актер и драматург.

Николай Вдовенко

«Дні життя, або БДСМ»

Режисер — Аркадій Непиталюк

Драматург — Ніоля Сайко (Тетяна Скрипка) (Україна)

Всі ми за певних обставин свого життя граємо у ці ігри: домінуємо чи підкорюємось, виступаємо жертвами чи агентами насильства. Так само і герої п’єси «Дні життя, або БДСМ». БДСМ тут — не сексуальні практики, а щоденні практики життя, в яких комусь доводиться терпіти байдужість та зради чоловіка, комусь — все життя вдавати з себе люблячу та турботливу дружину, комусь — відмовитися від своїх омріяних ідеалів. І неважливо, що жінки у п’єсі говорять виключно про чоловіків, цікаво те, як вони про них говорять. Авторка запропонувала дві моделі відносин з чоловіками, сконструйовані на основі постулатів християнської моралі та всюдисущого глянцю. Чоловічі образи видаються допоміжними ланками творення сюжету. Винятком є перша сцена, де відбувається бійка вірменина та священика у маршрутці. За словами самої авторки, саме ця сцена з реального життя, спонукала її до створення драматургічного твору. Разом з тим і задала тон правдивості, що проявляє себе в діалогах персонажів, протягом усієї п’єси. Ніоля Сайко не займає чіткої позиції щодо подій, описаних у тексті, вона просто уважна спостерігачка й точна оповідачка, у почуттях і думках якої знайшли відгук сцени з життя Херсона. Схоже, відгук вони знайшли й у глядачів.

Ольга Велимчаниця


Другие статьи из этого раздела
  • Програма «VI Тижня актуальної п'єси»

    Єдиний в Україні простір для діалогу глядачів та авторів актуальної драматургії, єдиний театральний освітній фестиваль в Україні, організований на волонтерських засадах
  • Щоденник фестивалю. День четвертий

    На «Тижні» прочитали «Улун» Тамара Трунової, «Блонді» Дмитра Богославського та п’єсу «Третій мозок» автора Дениса Дикого

Нафаня

Досье

Нафаня: киевский театральный медведь, талисман, живая игрушка
Родители: редакция Teatre
Бесценная мать и друг: Марыся Никитюк
Полный возраст: шесть лет
Хобби: плохой, безвкусный, пошлый театр (в основном – киевский)
Характер: Любвеобилен, простоват, радушен
Любит: Бориса Юхананова, обниматься с актерами, втыкать, хлопать в ладоши на самых неудачных постановках, фотографироваться, жрать шоколадные торты, дрыхнуть в карманах, ездить в маршрутках, маму
Не любит: когда его спрашивают, почему он без штанов, Мальвину, интеллектуалов, Медведева, Жолдака, когда его называют медвед

Пока еще

Не написал ни одного критического материала

Уже

Колесил по туманным и мокрым дорогам Шотландии в поисках города Энбе (не знал, что это Эдинбург)

Терялся в подземке Москвы

Танцевал в Лондоне с пьяными уличными музыкантами

Научился аплодировать стоя на своих бескаркасных плюшевых ногах

Завел мужскую дружбу с известным киевским литературным критиком Юрием Володарским (бесцеремонно хвастается своими связями перед Марысей)

Однажды

Сел в маршрутку №7 и поехал кататься по Киеву

В лесу разделся и утонул в ржавых листьях, воображая, что он герой кинофильма «Красота по-американски»

Стал киевским буддистом

Из одного редакционного диалога

Редактор (строго): чей этот паршивый материал?
Марыся (хитро кивая на Нафаню): его
Редактор Портала (подозрительно): а почему эта сволочь плюшевая опять без штанов?
Марыся (задумчиво): всегда готов к редакторской порке

W00t?